Внутри Тюмени сочетаются три разных подхода к тому, чем должен быть город. Это известные социологам виды урбанизма: модернистский, хипстерский и левый.
Гостивший недавно в нашем городе московский социолог Виктор Вахштайн, некогда придумавший словосочетание "хипстерский урбанизм", дал Би-би-си интервью, в котором предсказывает скорый уход хипстеров с городской повестки дня. Редакция NewsProm.ru задумалась: а что такое хипстерский урбанизм? А применительно к Тюмени? А был ли он здесь, есть ли чему уходить и куда? Что вообще представляет населенный пункт с точки зрения красивых научных теорий?
Тюмень №1: модернистский урбанизм
Как говорит Вахштайн, город для модернистов - это "машина экономической эффективности". Если перевести фразу на более понятный язык, то модернизм - это про широкие улицы, небоскребы и прочие гигантские сооружения, многоуровневые транспортные развязки и заводы. Про заводы особенно важно, потому что модернистский урбанизм появился одновременно с производственным конвейером и стал его архитектурным продолжением.
Модернизм должен быть хорошо знаком тюменцам, потому что пик развития города на Туре совпал с индустриализацией. Если верить Википедии, в период с 1956 по 1992 года население Тюмени возросло почти в четыре раза: со 125 тысяч до 496. В то время город стал столицей нефтяного региона, поэтому промышленный стиль в его архитектуре можно считать неизбежным. Одним из символов первой эпохи модерна в Тюмени является "муравейник".
Не менее впечатляющей была и вторая волна. Статистика утверждает, что с 1997 по 2016 годы население города увеличилось еще на 44%. Оцените по достоинству масштаб: 30 процентов жилищного фонда Тюмени построено... в последние 5 лет (рост с 15,8 млн. кв. м до 22,7). Размах вполне индустриальный.
Соответственно, и строился город тоже индустриально. Типовые каменные "джунгли", что выросли вдоль улицы 50 лет Октября или на Василия Гольцова, являются манифестом модернизма "нулевых". А как иначе, если надо много и сейчас?
Модерн необязательно плох: можно вспомнить монументальные сооружения последних лет вроде Цветного бульвара, нового драмтеатра или ЗАГСа, моста через железную дорогу на Монтажников. Да, циклопичность этих объектов должна вызывать трепет у простого человека. Но ведь это же и повод для гордости: кто создал этих исполинов, как не сам человек? И они по-своему красивы. Не для эстетов - всем не угодишь, но шаблонам удовлетворяют.
Тюмень №2: хипстерский урбанизм
Суть хипстерского урбанизма передает фраза идеолога этого движения Яна Гейла: "Не спрашивайте меня, сколько людей живет в этом городе, спросите, сколько получают от этого удовольствие".
Иначе говоря, в городе должно быть нескучно. Еще три-четыре года назад Тюмень невозможно было представить меккой хипстеров. Максимум, какие-то непонятные люди защищали от сноса какую-то непонятную круглую баню. Буквально несколько человек, ибо общественность в лице ее типичных представителей на это отвечала с укоризной:
по сути дела, предлагается пожертвовать интересами остальных граждан для того, чтобы в центре города, задыхающемся от пробок и нехватки парковочных мест, веселилась сомнительная публика.
И происходило это отнюдь не при царе Горохе, а уже в то время, как Сергей Капков переустраивал парк Горького в Москве. "Где же тюменский Капков?" - мечтательно вздыхали горожане под звучание виолончели на ж.д. вокзале. Возможно, должно было произойти чудо, и, откликнувшись на Моцарта, на станции Тюмень с поезда сошел бы волшебник прогрессивный чиновник.
И вдруг чудо, и правда, случилось. И баню не снесли, и скверы с водными объектами строят, и велодорожки. И даже будет аквапарк, а в Гилевской роще - беседка для молодоженов. И летняя эстрада прямо на Цветном бульваре.
Казалось, что не доживем никогда, однако руки у властей дошли и до оживления набережной: там возникли киоски в дизайнерском стиле, проводятся массовые мероприятия. Кстати, о последних. Неожиданная популярность "Стального характера" - тоже дань хипстерской моде.
"Где же тюменский Капков?", - позвольте повторить вопрос. И позвольте высказать гипотезу: объективно в этом амплуа сегодня выступают сразу двое - заместитель главы администрации Тюмени Максим Афанасьев и депутат областной думы Павел Белявский.
Может быть, никто из них и не стремился к этой роли. Однако так совпало, что массовое благоустройство парков и скверов началось после назначения Афанасьева на нынешнюю должность, а Белявский давно позиционирует себя как покровитель "креативного класса". Например, последний переделывает сейчас "Космос" в площадку для молодежных театров.
У читателя не должно создаваться ложного впечатления, что "хипстеризм" цветет у нас и побеждает. Скорее, пока стучится в двери, поэтому не обходится без трений. А они берутся от недопонимания, потому что это нечто новое и непонятное: "Вы кто такие? Вас тут не было вчера!"
Скажем, у хипстеров имеются одни планы на овраг Тюменки, а у ТюмГУ - другие, в духе модернистского урбанизма. Далее, публика восприняла неоднозначно концепцию украшения Тюмени к юбилею. На одном из совещаний уважаемый популяризатор истории города Александр Петрушин заявил, что лучше памятник - и это тоже в духе модернизма. А вспомним недавний ролик с рекламой вузов? Кстати, замеченный даже очень далеко за рубежом - о нем недавно написала Daily Mail. Отношение к ролику ярко говорит о том, какой тип урбанизма читателю ближе всего.
Тюмень №3: левый урбанизм
Вернемся к самому началу материала. Социолог Виктор Вахштайн заявил, что идеология "хипстерского урбанизма" умирает. Следующая волна мышления о городе будет очень левой. Она поднимется на проблематике неравенства, миграции, отчуждения и несправедливости.
Как мы выяснили, в Тюмени хипстерскому урбанизму умирать пока рановато. Он только еще зародился, отчасти переживает "трудный возраст", поэтому заглядывать в его загнивающее будущее, пожалуй, не время.
Однако зачатки левого урбанизма в городе тоже заметны. Они возникли еще более внезапно, чем хипстеры. Конечно, ранее существовали разрозненные небольшие группы, называвшиеся общественниками. Несмотря на то, что уже в ходу было словосочетание "социальное предпринимательство", деятельность общественников носила еще более загадочный для всех характер, нежели активность сторонников круглой бани. Относительно заметны были разве что экологи, поскольку все время против чего-то протестуют, но, как выразился бы классик, "узок был круг этих людей".
И вдруг в декабре прошлого года возник областной Альянс социально ориентированных некоммерческих организаций. Первоначально складывалось впечатление, что абсолютно непонятные люди создали абсолютно непонятную организацию и непонятно зачем. Любители конспирологии высказывали предположение, что это как-то связано с выборами.
Альянс быстро начал за здравие. Возник общественно-полезный проект "Банк еды", было сделано несколько громких заявлений. В политике альянс участвовать не стал, денег из бюджета не просил, однако те самые общественники стали дружно пополнять его ряды. Таким образом, тюменский левый урбанизм получил какое-то осязаемое лицо.
На сегодня создается другое впечатление: уже сами лидеры альянса не до конца понимают, зачем эта организация. Как ребенок, который только что родился, - ему надо сначала адаптироваться к миру, приглядеться, пощупать, понюхать, и только после совершать поступки. Собственно говоря, никто и не торопит. Пока что пусть будет хипстерский урбанизм.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru