Путин: Россия не ведет себя агрессивно

23:02 14 февраля 2008

Вопрос: как будут складываться отношения между Россией и Польшей в случае размещения ПРО в Польше?

И второй вопрос, связанный с первым. Многие поляки все-таки опасаются тенденции возвращения России к статусу сверхдержавы, учитывая исторический опыт. Чем Вы могли бы убедить опасающихся поляков, что мощная Россия не угрожает таким странам, как Польша, или, может быть, Вы согласны с тем, о чем говорят многие русские - что уважают того, кого боятся, или, наоборот - кого боятся, того и уважают?

В.ПУТИН: Это Вы так сказали. Я не считаю, что мы должны посыпать голову пеплом, бить себя веригами и доказывать всем, что мы хорошие. Россия не ведет себя агрессивно и Россия не обращается к тяжелым страницам истории наших двусторонних отношений. Россия считает, что нужно смотреть в будущее, опираясь на все доброе, что было в наших отношениях, и тогда нас ждет успех.

Что же касается отношений с Польшей, то хочу обратить ваше внимание, что мы не предприняли ни одного шага, направленного на осложнение межгосударственных отношений. Мы же ничего для этого не сделали. Да, мы решили строить газопровод по дну Балтийского моря. Как мы Польшу этим обидели, я не понимаю. Это наш продукт, газ, мы хотим продать его основным нашим потребителям в Европе. Мы одну газотранспортную систему проложили по территории Польши, сделали это совместно, мы исправно платим деньги за транзит, мы снабжаем Польшу всеми необходимыми энергетическими ресурсами без всяких ограничений. Не было ни одно сбоя. Более того, в предыдущие годы по принципу “take or pay” – «бери или плати» - наши польские партнеры были не в состоянии выбрать нужный объем, законтрактованный объем газа. И, в принципе, Газпром имел право вводить какие-то санкции. Мы не стали этого делать, мы вышли из этой ситуации, то есть нет никаких ограничений, и мы не собираемся ничего ограничивать в будущем. Но мы исходим из того, что мы должны диверсифицировать поставки энергоресурсов в адрес основных потребителей. Что здесь плохого? Что здесь антипольского? Почему такая реакция, откуда она? Я был удивлен просто, честно вам скажу, неожиданно было.

Что касается всяких там «мясных» проблем. Это не российско-польская проблема, и я господину Туску [Премьер-министр Польши] об этом говорил, когда он приезжал в гости. Это, скорее, даже российско-европейская проблема. Ведь что происходит? Происходит крупномасштабное субсидирование из европейских финансовых источников сельского хозяйства в странах Восточной Европы, а продукция эта сбрасывается на российский рынок, понимаете? Это подавляет развитие нашего сельского хозяйства. Более того, у нас уже совершенно конкретные проблемы возникают. Например, знаете, мы осуществляем национальную программу развития села. Мы сформулировали условия получения кредитов, прежде всего для развития сельского хозяйства, достаточно льготную систему. Большое количество наших сельхозпроизводителей взяли эти кредиты, теперь подходит время их отдавать. Для того чтобы их отдать, им нужно продать свою продукцию, которую они получили в результате реализации этих кредитных ресурсов, а они продать не могут внутри страны. Понимаете, можно, конечно, друг с другом ругаться, не переставая, а можно сесть за стол переговоров и разобраться в проблеме, понять мотивы поведения каждой из сторон, учесть интересы друг друга, и в этом смысле Польша может быть проводником наших общих интересов в евроструктурах. Нам не ругаться с Польшей нужно, а объединять усилия для защиты своих интересов перед богатыми странами. И когда, с одной стороны, идет субсидирование и сброс на наш рынок вот этой сельхозпродукции, а с другой стороны, мы видим, что польские власти далеко не всегда справляются с потоком контрабанды из Латинской Америки, из стран Азии, то, естественно, мы должны на это как-то реагировать - а как нам быть-то?

Повторяю еще раз: нам нужно не обострять отношения, а искать пути и развязки. Мне кажется - я уверен - наш диалог с господином Туском был очень конструктивным, деловым, предметным, и я очень рассчитываю на то, что так и будет в будущем. А что касается системы ПРО и так далее, то эта проблема, мне кажется, очень близко связана с тем, что я говорил до сих пор в сфере экономики. У меня такое впечатление, что кто-то специально раздувает антироссийские настроения, чтобы создать морально-политическую обстановку для размещения этих систем. Но если раздуть в Польше антироссийские настроения, то легче тогда убедить население, что нужно там поставить какие-то новые системы вооружений якобы для защиты кого-то. На самом деле неизвестно, от кого защищаться. Говорят, от иранских ракет. Нет у Ирана таких ракет, все это знают.

Я с Премьер-министром Польши тоже об этом говорил и могу повторить то, что уже сказал в начале нашей сегодняшней встречи. Если на территории Польши будут размещены такие системы или будет предпринята попытка с их помощью нейтрализовать наш ракетно-ядерный потенциал, что приведет к абсолютному нарушению стратегического баланса в мире и будет угрожать нашей национальной безопасности, - что нам делать? - мы тогда вынуждены будем предпринимать какие-то ответные шаги, в том числе, возможно, и перенацеливание части наших ударных ракетных систем на те объекты, которые, как мы считаем, будут нам угрожать.

Нам бы не хотелось этого делать. Будет ли это мешать развитию наших связей по другим направлениям? Думаю, что в принципе нет, но уровень безопасности в Европе, конечно, будет понижен. И откровенно говоря, я не понимаю, зачем? Мы сейчас живем без всякого перенацеливания, развиваем отношения, ну, иногда поругаемся, поспорим, но после такого периода охлаждения вместе соберемся, начинаем решать общие проблемы, но не нацеливаем друг на друга никаких ракет. Зачем же менять эту ситуацию к худшему?

Очень рассчитываю на то, что диалог и с польскими коллегами, и с американскими партнерами по всем эти направлениям будет конструктивным и мы будем учитывать озабоченности и интересы друг друга.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024