Президент и губернатор не нашли общего языка по поводу "Современной российской политики пространственно-территориального развития". Президенту Союза архитекторов России Андрею Бокову хочется больше индивидуального жилья, а губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву - соблюдения Конституции.
Ввод в действие жилых домов на юге Тюменской области за первые восемь месяцев текущего года снизился по сравнению с 2014 годом на 12,7%. Иначе говоря, строительство жилья переживает кризис. В таких ситуациях неизбежны копания в себе, поиск виноватых ошибок и новых путей развития. Возможно, именно с этой целью на очередные Губернаторские чтения пригласили архитектора, про которого бессменный ведущий Святослав Каспэ сказал, что тот больше специалист по стройке, чем по выступлениям.
Правда, кризиса нет во внутреннем мире тюменских девелоперов.
Как показали дальнейшие события, Андрей Владимирович действительно не ас риторики, однако поделился рядом немаловажных профессиональных знаний. Объединить их какой-то целостной идеей сложно. Пожалуй, доминантой выступления является слабость докладчика к индивидуальной архитектуре. Он много рассуждал об особо успешной атмосфере дореволюционных русских малых городов. Или о том, что в Суздале цена на недвижимость выросла за 25 лет в сто раз, потому что город удачно использует свою патриархальность. Или о том, что олигархам Иркутска понравилось жить в старокупеческих особняках и домах, их имитирующих. Или о том, что если бы между Москвой и Санкт-Петербургом не было жилого коридора из мелких населенных пунктиков, нормальное существование этих мегаполисов было бы невозможно. Или о том, что в 1944-1946 годах развитие в СССР жилья планировалось через индивидуальную застройку. Наконец, о том, что средний класс предпочитает жить в индивидуальном доме.
Последний тезис выступающий выделил особо. По его словам, популярный в нашем Отечестве с 1950-х годов тип многоквартирных домов неудобен. Он не связан с землей (население пытается компенсировать этот недостаток через дачи), дороговат в обслуживании (требует циклопической инженерной инфраструктуры), не позволяет формироваться соседским сообществам. Боков пообещал, что все многоэтажки рано или поздно превратятся в гетто, потому что стимулируют асоциальное поведение. Другое дело в Чили: там социальное жилье постепенно подтягивают под стандарты жилья бизнес-класса. А вот в России за бизнес-класс пытаются выдавать то, что на самом деле является социальным жильем.
Что является в Тюмени социальным жильем.
Судя по дальнейшим выступлениям, для тюменских игроков строительного рынка вопрос о жилье бизнес-класса как неосвоенной рыночной нише является наболевшим. Архитектор Андрей Табанаков говорил о том, что надо благоустраивать городскую среду. Ссылался при этом на утвержденную в 2013 году Методику оценки качества городской среды проживания, хотя сумел каким-то образом избежать разговора о дизайн-коде. Исполнительный директор "Брусники" Александр Щиголь произнес целую оду квартальной застройке; возникало даже ощущение, что автором его доклада является известный московский урбанист Святослав Мурунов.
По всей видимости, главный российский архитектор сам не имеет ответа на вопрос о том, каким должно быть то самое жилье бизнес-класса. Квартальную застройку он решительно отверг как устаревшее решение, ведь городская жизнь протекает не в кварталах, а на улицах. Преимущество микрорайона по сравнению с кварталом в том, что он освобождает детей от необходимости пересекать потоки автомобилей на пути к школе. Таким образом, недостатки микрорайона как способа организации жизни еще не повод возвращать кварталы. Надо придумывать какое-то новое решение.
Вероятно, именно по этой причине Барселона приняла план объединения кварталов.
Единственное, эксперт предостерег от поиска общих для всех случаев жизни решений. По его мнению, для России характерно стремление найти универсальный ключ к счастью. Сейчас палочкой-выручалочкой считаются велодорожки, появилась мода на их массовое возведение. Однако велосипедизация, как и любое другое "чудесное" средство, не превратит одним махом страну по уровню комфорта в Голландию - в силу разности среды. По аналогичной причине невозможно такое же развитие уличной культуры, как в Китае.
Создавалось впечатление, что тюменскому губернатору нечего будет вставить в диалог архитекторов с застройщиками. Однако Владимир Якушев сумел найти козырь в своем рукаве. Выяснилось, что в этом году под патронажем главы региона проходит V конкурс "Архитектурный образ России". Поэтому тема архитектуры оказалась неожиданно близка руководителю Тюменской области.
Правда, его взгляд на градостроительные проблемы не совпадает с архитекторами. Губернатор отвечает за социально-экономические показатели (Конституция утверждает, что РФ - это социальное государство), выполнению которых больше отвечает жилье эконом-класса. Иначе говоря, с позиции главы региона строительство - это статья затрат. Например, Гилевская роща требует денег не только на реконструкцию, но и на последующее содержание, а в период кризиса денег еще больше не хватает, чем обычно. И если предложить гипотетический референдум на тему введения муниципального сбора на парки и скверы, то население наверняка выступит против.
Почему необходимы затраты на поддержание парков и скверов.
С другой стороны, затратный подход не является универсальным. В частности, в Москве удалось сделать городские парки окупаемыми. Наверное, попытаться реализовать нечто подобное можно и в Тюмени. Далее, Андрей Боков привел в пример Токио, где строительство парка привело к росту стоимости прилегающей недвижимости в 7-8 раз. Значит, бюджет получит в 7-8 раз больше поступлений по налогу на недвижимость, а этого либо должно хватить на содержание парка, либо надо строить парки меньшего размера. В общем, истина выявляется в диалоге. И тот факт, что Боков возглавляет оргкомитет того самого конкурса "Архитектурный образ России", который патронирует тюменский губернатор, вселяет надежду, что диалог продолжится.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru