Вчера, 28 марта, в Тюменской областной думе состоялся показ художественного фильма "Наследники", который был снят по повести писателя, депутата Сергея Козлова "Мальчик без шпаги" в 2008 году. В следующем году фильм вышел в прокат. Показ фильма был приурочен к Году российского кино. С тюменцами встретился также режиссер фильма, сыгравший в нем роль второго плана, Константин Одегов. Сергей Козлов и Константин Одегов рассказали, как создавался фильм и ответили на вопросы зрителей.
Что для вас значит сегодняшнее российское кино?
Константин Одегов: "О кино я предпочитаю не говорить, а смотреть его. К сожалению, не все знают в нашем городе и регионе, что на юге Тюменской области был снят полнометражный художественный фильм, который получил массу наград на зарубежных и отечественных фестивалях, различных кинофорумах. Кино мы снимали в Тобольске и Увате, где прекрасная натура и население очень благосклонно отнеслось к этой работе. Нашу картину после премьеры приняли полным молчанием, что для меня редкость, но сейчас сельчане мне говорят, что получилось кино, достойное нашего региона".
Сергей Козлов: "Для меня этот год такой же по значимости, что и Год литературы. Зачастую современные фильмы направлены против народа, против России и исторической правды, при этом они получают государственное финансирование. Мне обидно, что даже при создании телемуви, так называемых сериалов, в основе лежит детективный или кухонный жанр. Если учесть количество детективов, снятых за последние несколько лет, то в стране живых уже быть не должно.
Страна поделилась на преступников и полицейских. И те и другие, если взять по количеству выстрелов, уже давно перестреляли друг друга, но еще какая-то часть сидит в тюрьмах.
Интересный момент, когда я прислал на "Мосфильм" свой вариант сценария, они мне ответили, что сегодня ни шукшиных, ни тарковских нет, а им нужен сценарий сериала, который будет смотреть обычная женщина на кухне или та, что пришла уставшей с работы. А я считаю, что должны смотреть все – и рабочие, и интеллектуалы.
Сегодня задача во многом упирается в коммерческое кино, насколько оно продаваемо. Надо вкладывать государственные средства в создание именно классических образцов, в воспитание народа, потому что в первую очередь литература, кино, живопись, вообще вся культура вкупе должны нести не развлекательный, а именно воспитательный заряд.
Кто-то мне может сказать, что о вкусах не спорят. Но я на это всегда возражаю, что о вкусах не спорят за столом, где кто-то любит перченое или соленое, а кто-то на диете. В остальном – вкус либо есть, либо его нет. Хочется такого кино, как "Они сражались за родину", "Солярис", "Сталкер" или "Калина красная". Я очень много могу перечислить хороших советских образцов и очень мало тех, что были сняты за последние 25 лет."
Константин Одегов: "Для меня лично Год российского кино уже ничего не значит, хотя произошло совпадение - я начинаю работать над новым полнометражным художественным фильмом. Но, к сожалению, даже в это время, в годовщину российского кино, трудности прежние - финансовые, и на себе тянуть четвертую по счету картину не просто тяжело, а уже невыносимо. Очевидно, у меня такой крест. Может быть, год кино хотя бы каким-то косвенным образом мне поможет. Не знаю, пока этого не ощущаю".
Сергей Сергеевич, какую вашу книгу, на ваш взгляд, надо экранизировать?
Сергей Козлов: "Трудно сказать. Читатели говорят, что все мои произведения киношные, они легко представляются. Сам судить не берусь, потому что пишу, как бог на душу положит. Но, наверное, хотел бы, чтобы сняли "Репетицию Апокалипсиса", хотя с точки зрения затратности это очень сложно. А вообще попыток и заключений договоров со мной было много. В итоге завершены только два проекта. Кроме того, мы с Мизгулиным (сценарист Дмитрий Мизгулин - прим. ред.) написали сценарий фильма "Перековка" о 1930-х годах Ханты-Мансийска. И он даже вошел в альманах "Наше время", где опубликовали нереализованные, но достойные сценарии".
Расскажите о съемках фильма "Наследники".
Сергей Козлов: "Первое, что мне сказал Константин: "Денег у меня нет, я тебе не заплачу"... Мне, кстати, прислали договор с киностудией им. Довженко по этой повести, но я предпочел работать с местным режиссером. Поработав с "Мосфильмом" уже по другому произведению, где мне давали деньги и давали немало, иногда я испытывал приступы тошноты, потому что они делают кино для того, чтобы наша молодежь окончательно отупела. Даже из хорошего, умного романа они могут сделать банальное киношное чтиво. Поэтому будьте осторожны с тем, что вы смотрите по телевизору.
Если говорить о фильме, то в нем часто появляется медведь. Я 12 лет жил в северном поселке, и у нас бывало, что медведь приходил и гулял по улицам. Поэтому все фразы иностранцев о том, что у нас в России по улицам медведи ходят, правдивы".
В съемках фильма "Наследники" приняли участие известные актеры: Екатерина Редникова, Денис Карасев, Владимир Толоконников, Леонид Куравлёв, Александр Баширов, Леонид Окунев, Анатолий Бузинский, Алексей Шлямин.
Константин Одегов: "По поводу медведя: были непредсказуемые моменты. Например, мы боялись, что это село охотничье, и все жители здесь промышляют охотой и рыбалкой, поэтому почти все имеют ружья, а собаки натасканы на добычу. Поэтому когда привезли мишку в поселок, удивились, что не было даже лая.
Медведя было найти сложно. У нас было два на примете: один на момент съемок находился на гастролях в Китае, второго нам удалось очень сложными путями получить.
Один водитель из Москвы довез медведя только до Рязани. Дело в том, что зверю надо разминать тело и лапы, поэтому он ходит по клетке, отчего машину стало заносить на зимней дороге. Водитель испугался, что просто его не довезет, и вернулся обратно в Москву. Тогда нашли более смелого человека, который и доставил необычного актера на съемочную площадку.
В фильме звучит музыка знаменитого советского и российского композитора, Народного артиста России, лауреата Государственной премии России Алексея Рыбникова.
Актер Баширов, видимо, понимал, что животное реагирует на запах спиртного очень неадекватно, поэтому во время съемок не употреблял алкоголь. Но актер к медведю не подходил, и в фильме это видно. Хотя по сценарию он должен был идти рядом со зверем. Я ему говорю: "Саша, медведь не кусается". "Мне соседка тоже говорила, моя собака не кусается…" В общем, кое-как убедили его стоять хотя бы поодаль".
Сергей Козлов: "После премьеры фильма в Москве, где я не мог присутствовать, мне позвонила великая княжна Ольга Николаевна Куликовская-Романова, единственная, кто имеет какое-то отношение к российскому престолу, но не претендует на наследие. И, более того, ужасно раздражается, когда вообще произносят слово "наследники". Сначала она была очень недовольна, потому что думала, что эта история о выжившем царевиче и великой княгине. Но когда посмотрела фильм, то позвонила мне и сквозь слезы поблагодарила за этот фильм".
Отметим, картина "Наследники" получила малый хрустальный подсвечник на V Международном Сретенском православном кинофестивале "Встреча" (2009);
приз за лучшую роль второго плана на XV Российском кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине получил Александр Голубков; приз самому мудрому фильму и лучшему актеру (Павел Юрченко)на Международном детском кинофестивале "Алые паруса" в Севастополе.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru