Андрею Пантелееву намекнули, что проекту "Покупаем тюменское!" нужен новый импульс

14:30 11 августа 2016
vsemetri.com

На заседании регионального совета по улучшению инвестиционного климата проекту "Покупаем тюменское!" пожелали второго дыхания. Эти слова прозвучали из уст председателя совета директоров компании "Сибинтел Холдинг" Владимира Шевчика.

Кто недоволен и чем

Как передает "Тюменская линия", бизнесмен огласил статистику, согласно которой 84% продукции таких крупных тюменских производителей продуктов питания, как птицефабрики "Боровская" и "Пышминская", идет в крупные розничные торговые сети. Столь большая доля сетей в сбыте позволяет им диктовать свои условия:

У нас есть прекрасный проект "Покупаем тюменское!". Однако, как показывает анализ, в крупных розничных сетях он абсолютно не работает. На мой взгляд, этот проект нуждается в дальнейшем развитии, ему нужно второе дыхание.

Интерес Шевчика к птицефабрикам не случаен: он является одним из аффилированных лиц для птицефабрики "Пышминской". С предложением бизнесмена согласился губернатор Владимир Якушев:

Проект "Покупаем тюменское!" дал хорошие результаты, но в последнее время начал затухать, утратил динамику. К нему нужно вернуться и подумать, как повысить его эффективность. Для этого необходимо создать межведомственную команду специалистов.

Что думает руководитель проекта

Проект "Покупаем тюменское!" ассоциируется с именем начальника областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрея Пантелеева. Его взгляд на перспективы проекта известен: крупные торговые сети занимают всего лишь 25% рынка, поэтому как местным производителям, так и местным продавцам имеет смысл бороться за остальную долю объемом более 100 миллиардов рублей в год.

Пантелеев предлагает кооперацию мелких магазинов под единым брендом "У дома". Очевидно, он считает, что такая сеть способна отхватить существенный кусок от оставшихся трех четвертей рынка. Отличительной чертой создаваемой местной торговой сети должно стать то, что она сформирует спрос на местную продукцию.

Рациональное зерно в идее Пантелеева присутствует. Именно такая кооперация по сути дела существует между сельскохозяйственными товаропроизводителями Кубани и краснодарской торговой сетью "Магнит", разросшейся до самой крупной в России. Очевидно, что сотрудничество между ними является успешным.

Действительно ли есть поводы для беспокойства

Статистика говорит о том, что основание задуматься об эффективности проекта "Покупаем тюменское!" действительно имеется. Так, за первые полгода производство яиц на юге Тюменской области снизилось на 8,5%. Можно проследить и тенденцию к "выкручиванию рук" производителям со стороны торговли: если розничные цены на продовольственные товары выросли на 1,9% по сравнению с предыдущим периодом, то закупочные цены у производителей снизились на 2,9%. Наконец, сам потребительский рынок чувствует себя неблагополучно: за два последних года розничная торговля пищевыми продуктами ужалась на 13%.

Допустим, упрекнуть Андрея Пантелеева в общем падении объемов торговли (а до кризиса - похвалить за их рост) было бы несправедливо. Все-таки это явление зависит от уровня доходов населения, а не от деятельности управления лицензирования и регулирования потребительского рынка. А вот происходящими на рынке структурными изменениями чиновники могут и должны управлять.

Насколько хорош план?

В связи с последним выводом встает вопрос: насколько хорошо продуман проект кооперации мелких магазинов? С одной стороны, в мире действительно есть успешный опыт - речь о торгово-закупочном кооперативе SPAR. С другой стороны, начала последнего кризиса SPAR в нашем регионе не пережил, а бывший владелец лицензии предпочитает теперь вкладывать деньги в Крым. Достаточно ли полно проанализирован этот опыт? Может быть, в наших условиях более жизнеспособна схема, которой пользуются акционеры "Магнита"? Но с общественностью такие вопросы не обсуждаются, ей транслируются только готовые решения. 

Затем, возможна ли эффективная кооперация между производителями и продавцами, если между ними отсутствует логистическое (переходное) звено? В мае региональное отделение Народного фронта как раз акцентировало свое внимание на этом. Речь шла о возможности сооружения в Тюмени оптово-распределительного центра - однако продолжения темы не слышно. Известно, что и крестьяне ставят вопрос о создании логистического звена (сбытовых кооперативов) между производителями и торговлей. Вместе с тем, областные программы предусматривает на развитие кооперации только 2,4 % от выделяемых на поддержку АПК сумм. 

Опять же, а имеет ли управление лицензирования и регулирования потребительского рынка полномочия влиять на бюджет программ поддержки АПК? Губернатор прав в том, что активизации проекта "Покупаем тюменское!" необходимо создавать межведомственную команду специалистов. Добавим, что не только межведомственную, но и с более широким участием заинтересованных сторон. Ведь поднятая тема касается не только чиновников. 

Евгений Сидоров

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Ноябрь, 2019