Автобусные страсти: тарифы повышаются – растет ли качество?

12:30 26 февраля 2015

Одной из наиболее актуальных в феврале стала тема работы общественного транспорта. Этот вопрос депутаты Тюменской городской думы обсуждали вместе с представителями администрации города во время работы комиссии по экономической политике и жилищно-коммунальному хозяйству и, вполне возможно, вернутся к нему на одном из ближайших заседаний муниципального парламента. Очередное собрание думы состоится в четверг, 26 февраля.

Главной новостью для тюменцев безусловно стало решение муниципалитета повысить стоимость проезда. Надо отметить, что наиболее активно за эту меру выступают перевозчики, которые считают, что нынешний тариф не соответствует реалиям. При этом в администрации города понимали, что этот непопулярный шаг вызовет массовое недовольство населения (что, собственно, уже происходит). Однако и такое понятие как экономическое обоснование никто не отменял.

На этом фоне куда меньше внимания привлек отчет заместителя главы администрации Максима Афанасьева о работе общественного транспорта, который он представил на заседании комиссии городской думы по экономической политике и ЖКХ. Хотя, по оценкам депутатов, за последние несколько лет качество обслуживания пассажиров заметно выросло, а транспортные службы продолжают совершенствовать работу общественного транспорта.

Заметим, что за прошлый год тюменские автобусы перевезли более 50 миллионов льготников. Общее же количество пассажиров в общественном транспорте Тюмени в 2014-м составил 131 миллион пассажиров, это несколько больше, чем в 2013 году. Как рассказал Афанасьев, протяженность маршрутной сети городского транспорта Тюмени составляет 459 километров. Протяженность выделенных полос для общественного транспорта в 2014 году выросла на 13 километров и составляет теперь 18 километров.

На этом мы не останавливаемся, и сейчас прорабатываются новые маршруты для выделенных полос, - заявил Максим Викторович. – С этой целью производим расчеты целесообразности применения полос в тех или иных районах.

Перевозки пассажиров осуществляются по 117 муниципальным маршрутам, из них 33 доставляют тюменцев до садоводческих объединений. 75 маршрутов обслуживаются автобусами М3, на остальных 42 работают автобусы М2 малой вместимости.

Общее количество транспорта, ежедневно задействованного для перевозки пассажиров и багажа, составляет 1162 единицы. В среднем показатели выхода транспорта на линию составляет 95-97%. Количество автобусов большой вместимости М3 составляет 593 автобуса, М2 – 569. В последние годы прослеживается тенденция по увеличению числа автобусов большей вместимости, заметил Афанасьев.

Средний возраст подвижного состава пассажирского транспорта за 2014 год составил 5 лет. "При этом мы получили возможность уменьшить средний возраст автобусов категории М3 с 8 до 6 лет, - что важно с точки зрения повышения безопасности перевозок", - заметил замглавы администрации.

В городе работают 12 организаций перевозчиков. Из 131 миллиона 700 тысяч перевезенных пассажиров более 51 миллиона пользовались льготами. Он напомнил, что в число льготных категорий пассажиров входят пенсионеры, студенты, школьники и другие, все льготы сохранены в полном объеме.

Заметно повысило качество обслуживания пассажиров применение электронных и спутниковых систем для контроля работы общественного транспорта в Тюмени. Автоматизированная система диспетчеризации, основанная на технологиях системы GLONASS, позволяет получать основные данные о местоположении, направлении и скорости движения автобусов в режиме онлайн. 100% транспорта оборудованы навигационными системами АСД (автоматического сбора данных). Кроме того, на всех автобусах работают автоматизированные системы оплаты проезда.

Кроме того, мы внедрили АСОУП (автоматизированная система оперативного управления перевозками) для расчетов, чтобы обеспечить 100-процентный учет и контроль проезда для получения объективной картины по количеству перевезенных пассажиров и уровня доходов от перевозок.

Состоялись 5 конкурсов на осуществление 18 новых маршрутов, еще по 8 маршрутам произведена корректировка в сторону их увеличения, что также привело к росту количества транспорта на них. Кроме того, проведены конкурсы на осуществление новых маршрутов, которые охватывают улицы и путепроводы, где не хватает общественного транспорта. В частности, речь идет об улицах 50 Лет ВЛКСМ, Волгоградской, путепроводе на Монтажников и так далее. Таким образом, налицо расширение границ работы общественного транспорта в городе, заметил Афанасьев.

Под контролем муниципалитета останется и обеспечение садоводческих маршрутов. "Мы понимаем, что с коммерческой точки зрения садоводческие маршруты не очень интересны для частных перевозчиков. Но уж коли дачные общества существуют, мы обязаны создавать возможности для перевозки туда пассажиров", - сказал Афанасьев. Он напомнил, что в зимний период 2013-14 годов действовало 5 садоводческих маршрутов, на эту зиму установили 7 маршрутов. В летний же период работают 32 дачных маршрута.

Гортранс также позаботился и об обеспечении доступности пассажирских перевозок для маломобильных групп населения. Из 593 автобусов категории М3 405 являются низкопольными. "Но мы понимаем, что мало иметь условия для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями. Необходимо еще и исполнять все требования по оказанию помощи таким пассажирам, который мы разработали совместно с департаментом социального развития и общественными организациями инвалидов, - сказал замглавы администрации. - На каждом транспортном предприятии у нас утвержден алгоритм действий, с определенной периодичностью проводится разъяснительная работа как с водителями, так и с кондукторами".

Муниципалитет продолжит взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы инвалидов, на одной из встреч в декабре прошлого года участники акцентировали внимание на маршрутах, которые наиболее востребованы этой категорией пассажиров. "Соответственно, мы адресно прорабатываем этот вопрос с перевозчиками, которые работают на таких маршрутах, - заметил Афанасьев. – Но мы считаем, что у нас еще недостаточно созданы условия для перевозки маломобильных групп населения, поэтому ставим этот вопрос себе в работу в дальнейшем".

Также для создания комфортных условий пассажирам реализуется проект по централизованной записи названия остановочных пунктов для автоинформаторов. "Вы знаете, что на сегодня в каждом автобусе в той или иной форме уже имеется запись объявления остановок в голосовом либо текстовом варианте. Но мы посчитали, что в этом вопросе нужно навести порядок. Поэтому произвели унификацию, и теперь все остановочные пункты будут объявляться одним голосом в едином стиле, - рассказал Максим Афанасьев. –Сейчас завершаются работы по записи, и с 1 апреля этот проект будет запущен в городских автобусах. Поначалу вполне возможны некоторые сбои в его реализации, но думаю, что в течение года Тюменьгортранс эту систему наладит".

Помимо собственно объявления названий остановочных пунктов решено записать определенную информацию о той территории, по которой движется автобус в данный момент. "Мы имеем возможность рассказать пассажирам о памятных местах, тех личностях, в честь которых были названы те или иные остановки, блок информации будет посвящен 70-летию Победы", - добавил Максим Викторович.

Информационная поддержка населения также является важной составляющей повышения качества услуг по перевозке пассажиров, заявил Афанасьев.

Мы за то, чтобы работа общественного транспорта была прозрачной для жителей, чтобы мы в свою очередь могли своевременно реагировать на возникающие вопросы и корректировать свою работу

, - сказал замглавы администрации города.

Большую роль в обеспечении обратной связи от населения играет горячая линия Тюменьгортранса. По этому каналу от тюменцев за прошлый год поступило более 200 тысяч телефонных звонков. Основную часть составили обращения за справочной информацией. Жалобы и предложения составили порядка 15 тысяч.

Согласно регламенту работы, информация по каждой жалобе в письменной виде направляется непосредственно в адрес перевозчика, которому она адресована.  Проводится разбор ситуаций, также в письменном виде извещается заявитель об итогах разбирательств по его жалобе, если он оставляет свои контактные данные при обращении.

Проверка работы автобусов как в рамках линейного контроля, так и по итогам работы с жалобами, имеет приоритетное значение для транспортных ведомств. По фактам нарушения обязательств по договорам на перевозку пассажиров и багажа за 2014 год на перевозчиков наложено штрафов на сумму 5 миллионов 353 тысячи рублей.

И если раньше по каждой претензии у нас имело место сопротивление со стороны перевозчиков, вследствие чего приходилось разбираться в суде, то со второй половины 2014 года мы эту ситуацию преодолели. И сейчас, если претензии пассажиров обоснованы, то перевозчики как правило добровольно оплачивают штрафы

, - заметил замглавы города.

Впрочем, одними штрафами муниципальные власти в борьбе за качество обслуживания пассажиров не ограничиваются. По итогам рассмотрения обращений граждан и введения народного контроля за прошлый год уволено 65 водителей и 43 кондуктора, кроме того расторгнуты более 80 договоров субподряда с частными предприятиями в связи с нарушением обязательств.

В планах на этот год – дальнейшее развитие маршрутной сети для охвата новых территорий, минимизация дублирующих маршрутов, чтобы сбалансировать доходы перевозчиков. Так, появятся новые маршруты по ул. Дмитрия Менделеева, где сконцентрировано несколько крупных торговых центров, а также осуществляется многоэтажная жилая застройка.

Вообще вопросы обоснованности запуска новых маршрутов в тюменском транспортном хозяйстве будут решаться на основе инновационных систем, которые обеспечивают точные математические расчеты, учитывающие все данные по той или иной территории. Счету подлежит не просто число проживающих, а направления их повседневного передвижения, места их учебы и работы и так далее. Это позволяет оптимально установить направленность различных маршрутов на основе анализа пассажиропотока. Подобная практика уже опробована в том числе в ряде зарубежных стран.

В целом депутаты Тюменской городской думы отмечают улучшение работы общественного транспорта и качества обслуживания населения. "Безусловно есть достижения, особенно это касается улучшения внешнего вида транспорта, обеспечение его необходимого количества", - говорит заместитель председателя городского парламента Николай Романов.

"Если вспомнить, какие проблемы в сфере пассажирских перевозок мы обсуждали несколько лет назад, и какие сейчас, то становится очевидно, что сделан большой шаг вперед. Проведена колоссальная работа, потрачены огромные средства, и планка поднята очень высоко, - сказал Баранчук. – Мы с депутатами бываем в разных городах, и можем сделать вывод, что в этом отношении Тюмень заметно выделяется. Поэтому могу только пожелать администрации продолжать работу в этом направлении, конечно, с учетом необходимости экономии бюджетных средств в сложившихся экономических условиях".

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024