Желание разобраться с загадочным термином "креативная экономика" привело корреспондента NewsProm.ru на одноименную площадку Дня знаний для предпринимателей, прошедшего в Тюмени 7 сентября. Ответить на интересующий вопрос так и не удалось.
Что такое креативная экономика?
Перед началом сессии всем участникам раздали текст с выдержкой из Википедии. Он гласил, что креативная экономика (или экономика знаний) - это особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Как показало дальнейшее изучение вики-глубин, не все, что основано на интеллектуальной деятельности, является креативным. Например, наука - это интеллектуальное занятие, но не креативное.
Что же тогда креативное? Здесь приходится верить на слово британскому правительственному департаменту по культуре, информации и спорту, который ведет учет креативной экономики. Вот его данные за последний год:
№ | Название сектора креативной экономики |
Число рабочих мест в Великобритании в 2015 году |
Вес по числу занятых |
1 | ИТ, программное обеспечение и компьютерные сервисы | 640 000 | 34,3% |
2 | Музыка, театр и изобразительные искусства | 286 000 | 15,3% |
3 | Кино, ТВ, радио и фотография | 231 000 | 12,4% |
4 | Издательская деятельность | 200 000 | 10,7% |
5 | Реклама и маркетинг | 182 000 | 9,8% |
6 | Дизайн и дизайнерская одежда | 132 000 | 7,1% |
7 | Музеи, выставки и библиотеки | 97 000 | 5,2% |
8 | Архитектура | 90 000 | 4,8% |
9 | Ремесленничество | 7 000 | 0,4% |
Британия Британией, а выступавшая на секции первой по очереди руководитель коворкинга "Моя территория" Ирина Широкова заявила, что в областной столице креативные индустрии не сформировались. Власть вроде за, однако население демонстрирует низкий уровень социальной активности, и еще в городе слабо развито гуманитарное образование.
Неужели все так плохо?
Имеется ли что-то креативное в Тюмени
Если взглянуть на тюменскую креативную экономику британскими глазами, то поводов для оптимизма не так уж и мало. Что касается сектора ИТ, то ежегодно проходит Неделя информационных технологий, сектор объединен в клуб ИТ-директоров. Крепкие сибирские корни имеет создатель легендарного Alien Shooter'а компания Sigma Team, а фирма Creative тюменца Федора Селиванова осваивает столичный рынок разработки сайтов. Воспитанники преподавателя ТюмГУ Михаила Григорьева уже два года подряд выигрывают национальный чемпионат WorldSkills в компетенции "Программные решения для бизнеса", а резидент Сколкова компания "ОКАС" Вадима Филиппова создает универсального автоответчика. Наконец, имеется еще и проект Stoliki.ru компании "Саас Технологии".
Однако парадокс в том, что сектор оказался представлен на площадке креативной экономики довольно куце. CIO издательского дома "Мегаполис" Александр Дурманов рассказал, какие новые сайты и мобильные приложения появились - не в Тюмени, а вообще - на этом, собственно, и все про индустрию ИТ.
Есть ли что-то в театре, кроме вешалки?
С точки зрения музыки, театра и изобразительного искусства город оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, таланты не перевелись. Конечно, музыкальных групп уровня ВИА "Зодчие" в городе уже нет, но "Центральный гастроном" пока что есть, и даже выступает на местных фестивалях (которые тоже есть). Еще имеется Альфия Мухаметова, рисующая нефтью, и Дмитрий Зеленин, создающий известные даже за пределами региона образцы уличной живописи.
Что касается театров, то их в городе более чем. Это и драмтеатр, занимающий одно из самых больших в России театральных зданий, и постоянно экспериментирующие "Ангажемент" и "Мимикрия", и, естественно, театр кукол. И еще переданный под молодежные театры "Космос".
С другой стороны, присутствует проблема содержания. В ХХ веке кино не смогло полностью вытеснить театр, потому что тот играл роль важной промежуточной ступени между автором и кинематографом. Когда писатель создавал произведение, оно сперва ставилось в театре. Это позволяло оценить зрительскую реакцию, что-то своевременно подправить в драматургии. Только после обкатки на сцене открывался бюджет на экранизацию произведения. Зато повышались шансы получить на выходе кинематографический шедевр.
Именно таким был путь на экраны фильмов "Ирония судьбы, или С легким паром!" (он вырос из пьесы, ставившейся в течение шести лет до экранизации), "Служебный роман" (тоже пьеса, и тоже шесть лет), "Тот самый Мюнхгаузен" (пять лет между кинокамерой и сценой), "Обыкновенное чудо" (двадцать два года на сцене до экранизации Захарова). Специального названия этому подходу не было, а сейчас он называется agile.
Что же мы видим в исполнении тюменских театров? В их исполнении видим постановку пьесы "Гроза" (1859 год), спектакль "Люди и Боги" (мифы Древней Греции), мюзикл "Приключения Буратино" (1936 год). Иначе говоря, предельно старые сюжеты, которыми зрителя не удивишь. Где эксклюзив? В репертуаре Тюменского драмтеатра нет ни одного произведения местного писателя, которое со временем могло бы претендовать на экранизацию. Стоит ли после этого удивляться критике в адрес театра, раздающейся со страниц социальных сетей?
Может быть, тюменская литература слишком слаба, чтобы допускать ее до сцены? Не совсем. Например, цикл произведений Виктора Строгальщикова еще девять лет назад вышел в финал общероссийской премии "Большая книга". Возможно, следует подумать о театральной постановке. Только за все прошедшее с той поры время лишь "Ангажемент" даже не поставил, а всего лишь устроил читку со сцены одного романа из этого цикла. Так много в Тюмени театров или мало? Если их цель в том, чтобы ставить бесконечную "Грозу", то налицо переизбыток.
Calvert, но не майонез
Перебрав оставшиеся "креативные" сектора, в них тоже можно найти либо ярких лидеров, либо сформировавшиеся институты. Кино? Константин Одегов. Издательская деятельность? Как минимум, Юрий Мандрика. Реклама и маркетинг? Сергей Разуваев и компания. Музеи? Они тоже есть у нас. Речь даже не о музейном комплексе и вновь открывающихся заведениях. Имеется масса интереснейших ведомственных музеев - музей водки на "Бенате", музей УВД, музей истории науки и техники Зауралья в ТИУ, музей мединститута. Архитектура? Напрашиваются сразу несколько имен. Ремесленничество? Фаблаб ТюмГУ. Абсолютный пробел наблюдается только в дизайне.
Другое дело, что организаторы секции ориентировались на совсем другие критерии креативной экономики, которые формулирует Calvert Forum. Этим критериям соответствуют скейт-парк, Fabric Bar, журнал "Нефть" и Николай Дробунин... Но еще вопрос, чего в них больше: настоящей экономики или просто развлечений для хипстеров? Когда организуется пикник для креативных индустрий - это начало чего-то серьезного или всего лишь пикник?
Спору нет, развлечений именно для этой группы населения не хватает. Возможно, потому что мало самих хипстеров. По этой причине обслуживание их интересов больше заслуживает права называться хобби, нежели экономикой. И уж тем более не следует ставить знак равенства между хипстерами и креативом.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru