Введение альтернативного вида общественного транспорта – городского электропоезда – может стать одним из основных способов решения проблем перенасыщенного автомобильного трафика в Тюмени. Такое мнение высказал заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков, представляя на этой неделе проект городской электрички. Он рассказал о ходе разработки проекта и проблемах на пути его реализации.
Напомним, пробные электрички уже курсируют от Войновки до Утешево с начала лета. "Мы предлагали реализовать проект в два этапа. Первый этап заключался в продлении уже действующих маршрутов пригородных поездов таким образом, чтобы они перемещали пассажиров по городу", - поделился Чистяков. Однако с организацией этого этапа есть проблемы, поскольку высокая интенсивность движения поездов по Транссибирской магистрали через местный узел не позволяет организовать удобное для населения расписание движения городского железнодорожного транспорта.
"Поэтому мы на данный момент пока вынуждены подстраивать график под уже существующее расписание поездов", - прокомментировал Чистяков. Это только один из вариантов реализации программы, насколько можно понять из высказываний экспертов, не самый удобный. Поэтому более серьезные перспективы для развития этого направления альтернативного общественного транспорта возникают только в случае строительства отдельных главных путей, по которым можно будет организовать беспрепятственное регулярное движение городских электропоездов по оптимальному для жителей расписанию, а также организовать соответствующую пассажирскую инфраструктуру. Это должно сделать услугу более востребованной.
Протяженность маршрута Утешево – Тюмень – Войновка составляет 20,7 километра и подразумевает в конечном варианте 9 промежуточных станций на основных пассажирообразующих участках. "Пока из-за отсутствия пропускной способности Транссиба ввод дополнительных поездов городского значения не представляется возможным, - заметил заместитель начальника Свердловской железной дороги по территориальному управлению Сергей Нех. – А принцип внутригородского транспорта подразумевает наличие тактовости, то есть интервалы между поездами не должны превышать 30-40 минут, только в этом случае транспорт будет востребован. Поэтому если мы вместе построим третий дополнительный путь на участке Транссибирской магистрали, проходящей через Тюмень, это позволит обеспечить курсирование 15 поездов в сутки, а время в пути от одной конечной станции (Утешево) до другой (Войновки) будет составлять 25-30 минут".
На основании исследования, необходимые совокупные затраты на пассажирский комплекс составят около 325 миллионов рублей, а собственно строительство пути обойдется в сумму около трех миллиардов рублей. "Финансирование может быть осуществлено из трех источников, - пояснил Сергей Васильевич. – Если правительство Тюменской области возьмется на оборудование платформ и пешеходных переходов, то реконструкцию остальной инфраструктуры и вопросы оформления земельных участков, выноса коммуникаций возьмет на себя ОАО РЖД. Но для строительства дополнительного пути, конечно, необходима поддержка федерального бюджета".
В рамках работы над концепцией Инновационный научный центр Академии транспорта провел исследование пассажиропотока в пригородных электропоездах Тюмени. Как рассказал директор ООО "Инновационный научный центр Академии транспорта" Дмитрий Брусянин, согласно замеров, 30% пассажиров направляются с дач и на дачи, 15% - на работу и с работы, 17-20% - на учебу и с учебы. "Из этих цифр мы и исходили для понимания целей организации движения городских электропоездов", - отметил Дмитрий Брусянин. Кроме того, эксперты прорабатывают вопрос увязки железнодорожной сети не только с городским, но и пригородным автобусным сообщением, как внутренним, так и межмуниципальным. "Таким образом, те, кто, например, едет на пригодных автобусах на работу в Тюмень, могут также воспользоваться услугами городского электропоезда", - пояснил Брусянин.
По словам заместителя директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Романа Шулепова, администрация города уже объявила конкурс на проведение работ по обустройству пешеходных дорожек под действующие железнодорожные платформы, которые планируется включить в схему движения электропоездов с устройством наружного освещения, средств регулирования дорожного движения. Параллельно рассматривается возможность организации дополнительных маршрутов движения автомобильного пассажирского транспорта с целью наиболее полной интеграции электропоездов в систему городского общественного транспорта.
Сейчас ведется разработка технико-экономического обоснования, которое будет представлено в Министерство транспорта РФ для принятия решения о софинансировании проекта из федерального бюджета. Работа над концепцией должна быть завершена до конца года. Параллельно создается модель, позволяющая прогнозировать количество пассажиров, которое будет пользоваться городской электричкой. Кроме того, будет просчитываться социальный эффект от запуска тех или иных вариантов проекта.
В конечном итоге столь серьезные затраты должны окупиться удобством населения за счет сокращения времени в пути из окраин до центра и обратно, а также разгрузкой дорожно-транспортной сети города и экологическим эффектом, отмечают эксперты. Безусловно, разработчики будут тщательно изучать и риски, связанные с необходимостью привлечения федеральных источников и возможной низкой востребованностью городского железнодорожного транспорта.
При этом Сергей Нех заметил, что развитие железнодорожного транспорта городского значения – общемировая практика: "Сейчас, например, в Москве также местные власти и ОАО РЖД пришли к соглашению по реализации комплексного инвестиционного проекта по развитию малого кольца Московской железной дороги", - сообщил Сергей Васильевич. Кроме того, проекты по запуску городских электропоездов еще 10 лет назад реализованы в Перми и Екатеринбурге. "Мы поддерживаем развитие этого направления в Тюмени и готовы к реализации совместных проектов", - заверил Сергей Нех.
Он напомнил, что РЖД уже реализует на территории Тюменской области солидную инвестиционную программу. В частности, за два последних года корпорация уже вложила в развитие железнодорожного транспорта в регионе более 15 миллиардов рублей. В том числе около 40 миллионов инвестировано в пассажирский комплекс – на эти средства проведена реконструкция перрона тюменского вокзала, которая будет продолжена, строительство платформ. Также 2,5 миллиарда пошло на реконструкцию путей, 34 миллиона – на модернизацию локомотивного комплекса.
Вообще же идея городского электропоезда принадлежит главе региона Владимиру Якушеву, заметил генеральный директор ОАО "Свердловская пригородная компания" Евгений Савостин. Кроме того, он сообщил, что, хотя окончательные расчеты еще не сделаны, по замыслу разработчиков, электричка по стоимости проезда будет приравнена к обычному городскому транспорту. "Это должно привлечь пассажиров и сделать такой вид транспорта удобным и выгодным для пассажиров", - добавил Савостин.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru