Александр Кияев: о планшете Чубайса замолвите слово

13:45 29 июля 2016

Помнит ли читатель о волшебных планшетах "Роснано", которые должны были заменить собой все школьные учебники? Конечно, Анатолий Чубайс не был бы Чубайсом, если бы из этой идеи вышло что-нибудь хорошее. Собственно, и не вышло. Однако идея-то ведь перспективная!

Согласно СанПиНу, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для первоклассников и второклашек должен быть не более полутора килограммов. Затем норма нарастает постепенно до 4 кг (для старших классов). Однако мы-то знаем, что портфель школьника гораздо тяжелее!.. Единственной возможностью радикально сократить его вес является переход на электронные учебники, который вроде бы начался с 1 января 2015 года. Следовательно, задумка главного приватизатора имела вполне рациональные корни.

Правда, воплощение может быть более грамотным. Как оказалось, в Тюмени имеется человек, который занимается именно этим. Его зовут Александр Кияев, он руководит компанией "Запсибнефтесервис". От этого человека мы и узнали, почему потерпел фиаско планшет "Роснано", следует ли играть в компьютерные игры в школах и как Россия гонится за Португалией.

www.tv2.tomsk.ru

- Александр, в чем конкретно виноват Чубайс?

- Издательства не дали производителю планшетов авторских прав на контент, который нельзя защитить. А просто железка без контента не нужна. В общем, рано стартовали, недоработали и в итоге проиграли конкуренцию.

- Кому проиграли и что недоработали?

- А хоть даже компании Intel. Гарантия на планшеты "Роснано" была один год. Через год-полтора они дружно вышли из строя, и на этом вся история закончилась. А у Intel гарантия три года. Что это значит? Intel реализует программу "1 ученик: 1 компьютер". Она рассчитана на учеников 2-4 классов, то есть как раз на три года. Даже если после этого устройство сломается, оно все равно уже не нужно в учебном процессе.

- Давайте-ка подробнее. При чем тут Intel, почему вторые-четвертые классы, а не первые-одиннадцатые, и так далее?

- Все начиналось вообще с одного только класса - революционного, которым был пролетариат. Но сейчас революции осуществляют совсем иные лица. Одно из них - фирма Intel. Если помните, в середине девяностых компания выпустила революционный микропроцессор Pentium. В 2002 году Intel совершил еще одну революцию с процессором Core. Его можно было использовать на мобильных устройствах, а на каких и зачем - непонятно. Так производителю процессоров пришлось придумывать новый рынок.

- Из ваших слов получается, что фирма Intel это какой-то прямо Че Гевара. Если исключить слово "рынок", конечно.

- По сути, так и есть. Потому что, как и команданте, Intel начал бороться за освобождение бедняков из развивающихся стран. В этот раз - от компьютерной неграмотности. Возник проект Intel World Ahead, целью которого было объявлено обеспечение детей из стран "третьего мира" дешевыми персональными компьютерами. Кстати, у конкурентов из AMD родилась аналогичная инициатива под названием One Laptop per Child.

За этими длинными нерусскими словосочетаниями скрываются нетбуки, которые представлялись упрощенными версиями ноутбуков. Так, интеловский нетбук назывался Classmate PC, что прозрачно намекает на его назначение: Classmates - это первая в мире социальная сеть, в подражание которой в России появился сайт "Одноклассники". В общем, так и возникла программа "1 ученик: 1 компьютер".

Но в 2010 году вышел iPad, после чего нетбуки буквально за два года покинули рынок.

imagehost.spark-media.ru

- Буржуазия в очередной раз утопила революцию?

- Напротив, концепция компьютеров для школьников окрепла, потому что появился выбор по части воплощения: это может быть ноутбук, а может быть планшет. А может быть гибридный компьютер - планшет с присоединяемой клавиатурой. Например, с 2014 года выпускается трансформер Intel Palace Hill.

- Таким образом, Intel продолжил чегеварствовать в развивающихся странах?

- Необязательно в развивающихся. Если помните, есть такая страна, как Португалия. Шестнадцать лет назад президент Владимир Путин высказал идею, что мы должны догнать эту страну по ВВП на душу населения. Португалия - самая бедная из крупных стран Западной Европы, поэтому если догнать ее по уровню жизни, это означало бы, что мы в России вроде как живем не хуже европейцев.

И по итогам 2013 года нашей стране действительно удалось-таки догнать португальцев. Правда, через год случилась девальвация, и теперь надо вновь бежать за Португалией. Для этого неплохо бы понимать, в какую сторону она направляется сама.

- Намекаете на то, что португальцы не ждут, когда мы их опять догоним?

- Нет, не ждут. Столкнувшись в конце "нулевых" с жестоким кризисом, Португалия стала вкладывать деньги в образование. Допустим, при средней зарплате в стране 1,0-1,2 тысячи евро педагог зарабатывает там от 3 тысяч евро. Так вот, именно Португалия стала в последние годы местом реализации самых инновационных проектов компании Intel. Оттуда берет корни Intel Education Galaxy (Образовательная галактика Intel).

- Ух, сколько непонятных слов, даже после перевода!

- Образовательная галактика Intel - это социальная сеть для школьных учителей. В ней педагоги делятся опытом применения компьютеров в учебном процессе, совместно креативят на тему того, как встроить в него Интернет и прочие новые технологии.

Допустим, в этом году Intel проводил в образовательной галактике мастер-класс "Космические хроники". Учителям демонстрировались общедоступные ресурсы по космической тематике, на их основе учителя создавали интерактивные карты для учебного процесса, которые впоследствии могут использовать как сами авторы, так и их коллеги.

- Со стороны выглядит это следующим образом: Intel до конца не знает, как обосновать необходимость использования компьютерной техники в образовательном процессе, поэтому задействует мозги своих клиентов. Мол, сами и придумывайте, зачем вам нужны наши компьютеры. Краудсорсинг?

- Но ведь учителя от этого только выигрывают! Понимаете, перед нами целая система. Допустим, все школьники в классе обеспечены планшетами благодаря программе "1 ученик: 1 компьютер". За счет того, что планшеты связаны в единую сеть и работают на едином программном обеспечении, время проверки заданий учителем сокращается до секунд. Мало того, контрольные работы можно проводить не раз в четверти, а хоть на каждом уроке, и время их проверки все равно займет секунды. Педагог получает больше времени для действительно творческой деятельности вместо проверки тетрадок.

Используя освободившееся время для общения с коллегами, учителя взаимно обогащают друг друга идеями. Вследствие этого улучшается качество обучения. А значит, выигрывают и ученики.

media.programming4kids.se

- И вы хотите сказать, что от этого как бы выигрывает еще и Португалия?

- Приведу такой пример. Слышали про компанию Lego? У нее в образовательной галактике Intel имеется официальный блог. Полгода назад в нем рассказывалось о том, как конструктор WeDo 2.0 помогает школьникам развивать инженерное мышление. Процитирую отрывок:

<...> в проекте "Десантирование и спасение" учащимся необходимо спроектировать и испытать механизм, помогающий избежать излишних жертв при природных бедствиях. Ученики смогут конструировать опытные образцы, улучшать их и выполнять настоящее инженерное задание с открытым решением, развивая навыки творческого и критического мышления.

Вот мы сейчас говорим о том, что в России надо возрождать инженерное образование. Губернаторские чтения на эту тему проводились. Так чем плохо, что дети будут получать инженерные знания с помощью Lego? Получается, что соцсеть трудится не только на Intel. Она играет роль проводника инновационных технологий для самых различных производителей, а для учителей выступает источником знаний о технических новинках.

- Раз уж заговорили об играх: как относитесь к идеям использовать в учебном процессе Civilization и Minecraft?

- Неплохо бы сначала научиться пользоваться накупленными для школ железками. Допустим, для юга Тюменской области купили интерактивные доски. В 90% случаев они используются не по прямому назначению, а как экраны, то есть задействованы далеко не все возможности оборудования. Почему? Потому что интерактивные доски не вписаны в учебный процесс. Нет единой системы, как у Intel с образовательной галактикой.

- Такой, как в Португалии?

- Уже не только в Португалии. Система Intel внедрена на Ямале с 2012 года.

- Так-таки и на Ямале?

- На Ямале. Наша фирма этим занималась.

- А в Тюмени?

- В Тюмени пока нет. Здесь будет посложнее. Все же на Ямале не очень много школ, только 149. На юге области их гораздо больше.

- Я смотрю, что внедряется это успешно на малых масштабах. На Ямале мало школ, а Португалия почти в два раза меньше юга нашей области по площади.

- Не только на малых. Помимо ЯНАО, система полностью развернута в Красноярском крае, Татарстане. Еще в трех регионах (Московская, Свердловская и Омская области) используется в отдельных муниципальных образованиях. Элементы системы присутствуют в 60 субъектах Федерации.

- Значит, потихоньку снова догоняем Португалию?

- Ну вы же помните, что стартовым толчком для португальцев послужил экономический кризис? Проводите аналогии.

Дмитрий Кошелев

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

, 2020