Почему кавказские таксисты захватили Сургут?

20:01 11 августа 2008

Сургутяне давно привыкли, что «извозный» бизнес в Сургуте практически целиком принадлежит мигрантам из южных республик. Их не берут ни сибирские морозы, ни прочие трудности. Они надежно закрепились в этой нише, и с каждым годом к нам стекаются все новые и новые кадры.

В погоне за деньгами они садятся за баранку, едва обзаведясь правами, не говоря уже о прочих документах типа гражданства. Мы же, пассажиры, только вздыхаем над тем, что изменить не в силах. Или в силах?

Будучи недавно в Одессе, корреспондент «НГ» разговорился с местным таксистом. Любопытно, что услышав вопрос: «У вас в такси тоже одни кавказцы?», водитель подумал, что это шутка.

Как выяснилось, несмотря на то, что южан хватает и здесь, они заняты тем, что «продают арбузы», и только! Рассказ о том, что у нас на Севере его коллеги не только работают, но и нередко делают карьеру от водителя разбитой «шахи» до директора собственной фирмы, одессит слушал, как сказку.

— Да куда им в такси: ни языка, ни города не знают, с ними никто и не сядет, страшно, — ответил он.

Поначалу ездить с приезжими «горячими» таксистами опасались и сургутяне (в основном сургутянки). Но с появлением услуги «вызов такси по телефону» это чувство притупилось. Однако за присланного водителя (чаще всего нелегала) ответственность никто не несет.

Многие фирмы, именующие себя «официальным такси», — это по сути диспетчерские компании, координирующие частных извозчиков. Официально в штате большинства из них всего пять-шесть легальных водителей. Чаще это граждане России с пропиской в Сургуте. Остальная же армия таксистов числится «на испытательном сроке» и успешно шабашит.

По мнению директора одной из местных служб такси Магомеда Барахоева, без мигрантов в этом бизнесе не обойтись: «Они готовы работать сутки напролет, и в холод, и в дождь за богатством не гонятся. Местные на это не идут».

Предприниматель рассказал, что в Сургуте тарифы оговариваются владельцами такси на общей сходке, по-этому по городу они примерно одинаковые. Нетрудно представить, какие капиталы крутятся в этом бизнесе, если произвести нехитрые расчеты (высокие тарифы, активный спрос, рации и транспорт в аренду, укрывание от налогов приносят владельцам частных служб такси до полумиллиона рублей ежемесячно!).

Кстати, о налогах. Значительная часть такси — это фирмы-однодневки, которые успевают разместить рекламу и до визита инспектора из налоговой прилично подзаработать.

Конечно, открывают службы такси не только южане, да и работают в них не одни мигранты. Но выжить в жесткой конкуренции и обеспечить «крышу» землякам все же проще.

Собственно, почему бы и нет, ведь местные власти не вправе хоть как-то контролировать этот рынок. Начальник отдела организации транспортного обслуживания населения сургутского департамента городского хозяйства Любовь Усанова отметила, что точное количество такси сегодня не определить:

— Если раньше этот вид деятельности лицензировался, то уже два года этого не требуется. Более того, окружным антимонопольным комитетом были отменены и правила организации перевозки пассажиров для легкового такси, и по сути любой желающий может организовать службу такси.

Специалисты считают, что ждать закона, регулирующего частные перевозки в условиях господдержки малого бизнеса, — все равно что у моря погоды. Хотя совать палки в колеса сомнительному бизнесу и провести этим «колесам» хорошую проверку — вещи все-таки разные.

Кстати:

Даже инспекторы ДПС ГИБДД вправе предъявить претензии к качеству работы таксистов, только если они нарушают правила дорожного движения. Штраф в таком случае водитель платит из своего кармана, а с организации, которая отправила его на дорогу, спроса нет. К решению наболевшей проблемы периодически подключается и миграционная служба, но, как правило, нелегалы снова садятся за руль.

Справка:

Госсистема такси приказала долго жить в начале 90-х. На смену ей пришла огромная армия неофициальных извозчиков: таксисты пересели с казенного транспорта на свой, рискнув быть обложенными данью рэкетиров. Спустя несколько лет, когда бандиты переквалифицировались на ведение легального бизнеса, «нелегальные» частники стали сбиваться в стаи. В итоге первенство по-прежнему остается за ними… Как говорили в советское время одесские частники: «Тебе нужны шашечки или тебе нужно ехать?».

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Июнь, 2024