Тюмень рискует, интенсивно развиваясь

16:11 26 ноября 2015

Тюменская область и Тюмень в частности развиваются ускоренными темпами. Как в условиях столь интенсивного роста создать в городском пространстве качественную среду для жителей, выясняли участники международной конференции "Урбанистика. Развитие городов", прошедшей в областном центре.

По словам генерального директора ИТП "Урбаника" (Санкт-Петербург) Антона Финогенова, Тюмень, если смотреть этап развития областного центра с 1991 по 2014 годы, – это самый быстрорастущий город среди крупнейших городов страны. "Когда я увидел цифры ввода жилья в Тюмени, то понял, что масштабы роста этого областного центра уникальны. Он растет быстрее, чем даже Москва, Санкт-Петербург, Краснодар. Город фактически увеличился более чем на 50% за последние 20 лет. Это серьезный вызов", - отметил он. 

При этом эксперт уверен, что столь быстрый рост городского пространства несет с собой серьезные риски. О них он и рассказал в своем выступлении. "Происходит серьезное увеличение населения. Обеспечить такой же рост качественного приложения труда особенно сложно. То есть растет число соискателей, но вариантов высококвалифицированной занятости оказывается не так много. Это не прямая связь с развитием города, но все же она есть. Развитие городской среды – это некий драйвер привлекательности для таких кадров, и он позволяет их удержать", - пояснил специалист.

К другим рискам интенсивного роста Тюмени питерский эксперт отнес возможное отставание темпов развития инфраструктуры. "Создавать соответствующую росту застройки инфраструктуру очень сложно, даже в условиях профицитного бюджета Тюменской области. Большая застройка города усиливает напряжение в некоторых социальных вопросах, усиливает нагрузку на бюджет. И в целом это может привести к снижению инвестиционной привлекательности территории", - считает Антон Финогенов.

Антон Финогенов: "Пока что застройщики пользовались различными юридическими лазейками, чтобы от красивой картинки перейти к дому-муравейнику. Необходимо решать эту проблему".

Одной из главных проблем современной застройки, как полагает эксперт, является несоответствие проекта его реальному воплощению. "Практически во всех крупных городах страны одно и то же: проекты комплексного освоения звучат громко, они часто прорабатываются в рамках неплохих концепций, но на практике плотность таких проектов гораздо выше, чем типовая многоэтажная застройка в 1980-х годах. Этажность гораздо выше средней, даже по сравнению с 1990-ми годами. Кроме того, налицо транспортная проблема (город растягивается, приходится людям далеко добираться) и сложности с парковками", - уверен специалист.

Помимо прочего, современные проекты многоквартирных домов "грешат" тем, что "увлекаются" малогабаритными квартирами, в частности студиями и однушками. Так, доля однокомнатных квартир порой может доходить до 80% в одном доме. С этим явлением связан целый ряд проблем, о который рассказал Финогенов: "Если в одном подъезде живут 200-300 человек, то практически ни по какому вопросу они нормально договориться не смогут. Это значит, что в долгосрочной перспективе уровень самоорганизации будет недостаточным для того, чтобы даже текущее качество, например, какой-то придомовой инфраструктуры, подъезда, общей собственности поддерживать на достойном уровне. Мы находимся в некой ауре заблуждений. На уровне генплана имеем одни показатели, потом, когда суммируем показатели проекта планировок районов, то цифры меняются. И таким образом численность населения становится больше, а социнфраструктура не растет. Качество жизни хуже, чем в поздней советской застройке".

Плотность проектов в современных крупных российских городах чрезвычайно растет и приближается к восточно-азиатским проектам. Но там, по мнению урбаниста, она уместна и оправдана экономически, то есть имеет бюджетное обеспечение. При этом в России она абсолютно неадекватна реальности.

Безусловно, для ряда территорий микрорайоны являются нормальным решением, а иногда даже наиболее оптимальной формой по сравнению с кварталом. Но если говорить о реальности и эконом-застройке, считает Финогенов, то необходимо думать о квартальной застройке. Строить замкнутые кварталы из двадцатиэтажек – это полная дискредитация жителей.

Еще одним вариантом решения инфраструктурных проблем может быть переход к распределенным формам социнфраструктуры, например, встройкам в жилые здания школ и дошкольных учреждений. Эксперт также считает, что необходимо пересмотреть нормы количества населения, согласно которым принимается решение о строительстве школы.

Особого внимания городских властей, по мнению Антона Финогенова, требует развитие общественного транспорта. "Это архиактуальная тема для Тюмени. Как я понял, это самый крупный в России город, который не имеет электрического транспорта. И это очень серьезный вызов для Тюмени. Понятно, что это не значит, что надо запускать трамваи или троллейбусы, но, очевидно, городу с таким населением необходим скоростной общественный транспорт, иначе никак не решить проблему парковок", - считает он.

Питерский специалист предложил решать вопрос парковок путем введения платы. "Пусть даже тарифы на платные парковки будут достаточно дифференцированными и формальными, но это позволит регулировать формат пользования автомобилем. На Западе в семье может быть два-три автомобиля, но в основном ими пользуются для дальних поездок, поэтому в основном они ездят на общественном транспорте. У нас же человек использует машину ежедневно", - сказал Финогенов. Отметим, к такому же варианту решения недавно пришли и тюменские власти. 

Антон Финогенов: "Важно перейти от благоустройства территории в советском понимании этого слова к развитию городской среды. Первый шаг – это повышение эффективности тех бюджетных затрат, которые есть по статье "благоустройство".

Екатерина Черкасова

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024