Корреспонденту NewsProm.ru довелось поприсутствовать на региональном туре стартап-акселератора GenerationS, который прошел в Тюмени 30 сентября. Мероприятие доставило незабываемые впечатления.
Эпиграфом к событию можно считать розыгрыш, который устроило информационное агентство "Ульяновск - город новостей" по поводу добычи электроэнергии из воздуха. По словам ульяновцев, их псевдоизобретением заинтересовалась бойкая менеджер из некой федеральной структуры развития. Правда, в рассказ журналистов верилось с большим трудом:
Девушка <...> сразу заявила, что технические подробности ее не интересуют. Главное - это менеджерский подход, который мы продемонстрировали в полной мере. Именно за ним будущее, уверила нас собеседница. Выдумать мало, главное - продать, нужно преодолевать пропасть между гениальностью нашей науки и массовым рынком. "Да, да, безусловно!" - согласились мы. Дальше мы узнали, что нам нужно выступить на каком-то сборище инноваторов и после этого сразу же начинать продажи. "Ведь ваше ИЗДЕЛИЕ уже готово к продажам?" "Безусловно", - ответили мы. Так мы получили приглашение на слет.
По правде говоря, до регионального-тура-стартап-акселератора больше хотелось верить в другое. В то, что вопреки пасквилям клеветников, где-то действительно огромным букетом расцветают инноваторы, чьи стартапы готовы попасть в акселераторы и бизнес-инкубаторы, откуда под присмотром менторов их пристроят в венчурные фонды, чтобы гарантировать успешный выход на каком-нибудь инвестиционном раунде. Конечно, не все тюменцы оказались готовы воспринимать новое и даже устроили обструкцию инновационной терминологии, без которой успешный питчинг совершенно невозможен. Однако корреспондент NewsProm.ru пообещал себе быть выше этого и, радостно открыв себя свежему ветру неизведанного, направился на презентацию новаторских проектов.
Таковых было четыре. Смелость выступать первым взял на себя житель Саратова Юрий Никитюк. Напомним, что региональный тур являлся тематическим. На нем следовало представлять проекты, относящиеся к теме Creative Industries (креативной экономики). Руководители акселератора понимают под этим следующее:
* формирование и развитие городских пространств;
* геймификацию (технология ритейла);
* игры, изменяющие городское пространство;
* технологические новые решения в моде, дизайне и искусстве;
* анализ аудитории;
* технологии для киноиндустрии;
* системы поддержки и реализации творческих и профессиональных квалификаций молодых специалистов;
* новые системы развивающего обучения;
* культуру, организацию общения и творчества жителей города;
* игровые технологии;
* новые архитектурные решения;
* новые медиа;
* системы транскодирования видео;
* автоматизацию процессов производства/дистрибуции контента;
* технологии ритейла (персонализация; визуальный поиск; Beacon+AR; логистика; мобильные приложения (цифровой кошелек и т.д.); виртуальная примерочная, планировщик; "новые" штрих-коды).
Заметно, что в этом списке одни и те же пункты повторяются: технологии ритейла упоминаются дважды, игровые - даже трижды. "Но ведь не исключено, что это просто новые подходы, - успокоил сам себя корреспондент. - Если общество действительно хочет инноваций, то должно позволить творческий поиск экспериментальных форм, во время которого неизбежны ошибки и повторы..."
В общем, не совсем понятно, к какому из этих направлений относилась презентация Юрия. Суть в том, что он придумал карту, в которой районы города должны ранжироваться по степени опасности, а мобильное приложение позволяло бы на основе карты автоматически составлять наименее опасный путь из точки А в точку Б. Может быть, речь шла о формировании и развитии городских пространств? Если так, то Юрию предстоит не один неприятный разговор с риэлторами и застройщиками, которым вряд ли понравится, если интересующий их район получит неправильный балл по степени опасности. Пообсуждав этот скользкий момент, экспертная комиссия тем не менее рекомендовала Никитюка в предакселератор GenerationS.
К какому из направлений относился следующий проект, представленный Александром Походюном, тоже не очень понятно. Страница проекта ВКонтакте гласит, что сервис Ra Framework позволяет за пять минут создать для сайта API ничем не хуже, чем у VK, Facebook, Instagram и т.д. Впрочем, экзотичность темы экспертов не смутила. Равно как и то, что такое API. Их смутило понятие "open source". Когда эксперты убедились в том, что по причине open source коммерческие перспективы проекта весьма сомнительны, они с облегчением рекомендовали Александра в предакселератор.
Третий проект стал в чем-то еще более экзотичным. Во-первых, компания MicoTech-Tyumen Александра Богданова является не владельцем технологии, а региональным дилером. Более того, резидент фонда "Сколково" московский НПЦ "Технологии минеральных покрытий", чьим дилером выступает Богданов, тоже не является владельцем технологии, а использует разработку калужского НПО "Геоэнергетика", которая защищена патентом 2009 года.
Во-вторых, технология восстановления поверхности трущихся соединений, которую запатентовали калужане, известна еще с 1978 года. На ней поднялась уже не одна фирма (например, "СУПРОТЕК", FORSAN nanoceramics®, "НПО Руспромремонт" и многие другие). Иначе говоря, назвать проект инновационным можно только по одной причине: технология до сих мало где применяется. Последняя "мелочь": проект совсем никак не относится ко креативной экономике. Посовещавшись, эксперты решили рекомендовать MicoTech-Tyumen сразу в акселератор.
Ну а самое большое оживление среди экспертов вызвало выступление организатора Tyumen Modern Talks Данила Путильцева. Идея проекта в том, чтобы сделать в городе аналог конференции TED, где выступающие за 15 минут рассказывают слушателям о каких-то интересных направлениях, которыми они занимаются.
По тюменским меркам, начинание назвали бы неудачным. Дело в том, что состоялись всего две talks, в апреле и мае, после чего о проекте ничего не слышно (на дворе уже октябрь). Но это по тюменским меркам. Оказалось, что по меркам GenerationS проект является просто выдающимся. Данила сразу же рекомендовали в акселератор, еще предложили обязательно вступить куда-то в АСИ и тому подобное. В общем, в памяти всплыли как минимум пять имен тюменцев, которые явно упустили в тот вечер шанс стать выдающимися.
Подводя итог увиденному, хочется констатировать следующее. Понятно, что GenerationS структура новая. Поэтому ей необходимо самоутвердиться, для чего на данном этапе набираются все проекты без разбора. Вот только первое впечатление нельзя произвести дважды.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru