Неизвестные науке грибы нашли ученые в Тобольске

09:37 15 декабря 2020
Фото - Корпоративные коммуникации Тобольских предприятий СИБУРа

Новый вид грибов обнаружили биологи Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук в ходе экспедиционных работ на Кобякском болоте, расположенном на границе Тобольского и Вагайского районов Тюменской области.

Редкие виды растений и грибов участникам экспедиции нашли на открытых участков болота. На одном из таких участков среди болотных мхов и осок найдены неизвестные науке пластинчатые грибы. Молекулярно-генетические исследования, проведенные на базе Лаборатории систематики и географии грибов Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН, подтвердили видовую самостоятельность "кобякских" грибов. Годом ранее, изучая биоразнообразие в районе экотропы СИБУРа, ученые также обнаружили новый гриб - крепидот тобольский.

Найденный на Кобякском болоте гриб получил научное название Volvariella paludosa, что в переводе с латинского языка означает Вольвариелла болотная. Первоописание гриба в соответствии с Международным кодексом ботанической номенклатуры  опубликовано в авторитетном микологическом журнале Persoonia.

Научный сотрудник группы экологии живых организмов Отдела экологических исследований ТКНС УрО РАН Владимир Капитонов:

Вольвариелла болотная – это средних размеров пластинчатый гриб, имеющий серовато-белую шляпку до 7 см в диаметре. Ножка у неё гладкая, длиной до 8 см и толщиной около 1 см. В основании ножки имеется мешковидная вольва (покрывало), часто скрытая в моховом покрове. У Вольвариеллы болотной пластинки с нижней стороны шляпки имеют розоватую окраску, в то время как у внешне сходных поплавков (разновидностей мухоморов) они белого цвета. Вольвариелла болотная является единственным из всех описанных к настоящему времени видом вольвариелл, который встречается на переувлажненных местообитаниях (болотах).

"Что касается съедобности и питательных свойств обнаруженного гриба-находки, то эти вопросы потребуют дополнительных исследований, - признался тобольский учёный-миколог. – Известно, что род Вольвариелла содержит съедобные виды грибов, а некоторые из них промышленно культивируются во многих странах, особенно в странах Юго-Восточной Азии".

"В этом году на территории Вагайского района нами собрано ещё несколько грибных образцов, которые с высокой степенью вероятности также могут стать новыми для науки видами. Для подтверждения их видовой самостоятельности в дальнейшем планируется проведение молекулярно-генетических исследований, в том числе за рубежом", - рассказал Владимир Капитонов.

В 2019 году именно учёный-миколог Владимир Капитонов стал первооткрывателем нового вида – Крепидота тобольского (Crepidotustobolensis).