В Тюменской областной думе намерены в очередной раз поднять вопрос о приведении в нормативное состояние дорог федерального значения, расположенных на территории нашего региона. Несмотря на то, что разговор на эту тему в парламенте уже звучал, региональные власти не намерены останавливаться в стремлении добиться от Минтранса и Росавтодора четких ответов о сроках и суммах, которые будут выделены на решение этой набирающей год от года остроту проблемы. Проблемы, выходящей за рамки экономических интересов, поскольку плохие, а местами отвратительные дороги – это не только финансовые издержки, но и порой разрушенные судьбы.
Судя по настрою депутатов, они в эту тему "вцепились" всерьез. Впрочем, приходится констатировать, что полномочий и влияния по этому вопросу у любой из ветвей региональной власти (в том числе надзорной) не так уж много. Складывается впечатление, сколько бы ни поднимали шум по этому поводу на местах, сколько бы прокуратура не выдавала предписаний, Минтранс ведет себя, как кот из известной басни - выслушивает, но продолжает делать то, что сам считает нужным, исходя из собственных, неведомых большинству данных и обстоятельств.
Депутаты, конечно, выразили искреннюю радость за жителей Новосибирской области, получивших в свое распоряжение три новых моста, о чем стало известно по итогам заседания Госсовета на тему дорог. Но в то же время задались вполне резонными вопросами о том, по какому принципу принимаются решения о распределении средств на строительство и ремонт федеральных автомагистралей в регионах и какие факторы при этом играют решающую роль. Судя по всему, безобразное состояние десятков километров дорожного полотна, соединяющего ключевые населенные пункты объединенной Тюменской области, десятки и сотни погибших в ДТП по этой причине вескими аргументами в устах тюменских депутатов и губернатора не становятся.
Надежды на решение проблемы окрепли после летней встречи губернатора Владимира Якушева с президентом России, на которой глава региона обратил внимание первого лица государства на удручающее состояние федеральных дорог в Тюменской области. В итоге, как стало известно позже, распоряжение заняться этим вопросом в Росавтодор из Кремля поступило. Теперь важно, чтобы чиновники не проволокитили эту историю, и деньги в нужных объемах все-таки добрались до нашей территории.
Но и обольщаться не стоит. На полное приведение всех проблемных участков федеральных трасс в области в нормативное состояние, требуются очень внушительные суммы, освоение которых затянется не на один год.
Придется снова тратить колоссальные средства на то, чтобы заново отстроить все дороги
Как сообщил директор филиала ФКУ "Уралуправтодор" Апти Гандалоев, в ведении учреждения на территории Тюменской области находится более тысячи километров федеральных дорог, из них в нормативном состоянии - лишь около 50%. Из четырех основных направлений наиболее плачевным признано состояние дороги Тюмень - Ялуторовск – Ишим – Омск. При этом дополнительные средства на ремонт были выделены только после личного обращения губернатора Владимира Якушева, что называется, на самый верх.
"На этот год программа выполнена, сейчас заключаются контракты еще на 5 объектов - это 53 километра по направлению в сторону Омска, - рассказал Апти Гандалоев. – Кроме того, выделены дополнительные 30 миллионов рублей для приведения в нормативное состояние дороги в Ишимском и Абатском районах". Также он напомнил, что в этом году введен новый мост через реку Демьянку, ведется строительство моста в Ялуторовске, которое по плану предполагалось завершить к 2018 году, но подрядчик уже вышел с предложением сдать объект на два года раньше.
В целом на ремонт и капитальную реконструкцию трассы в сторону Омска до 2018 года предполагается израсходовать около 7,5 миллиарда рублей, это позволит привести в нормативное состояние более 140 километров дороги. Масштабные планы заявлены и по трем остальным направлениям: на Екатеринбург, Ханты-Мансийск и Курган. Однако, Апти Умат-Гиреевич оговорился, что на сегодняшний день эта программа еще не утверждена в Росавтодоре, и приступить к работам ФКУ сможет лишь в том случае, если бюджетное задание будет выполнено в полном объеме.
По программе Росавтодора, нормативному состоянию должно соответствовать 88% автодорог. Чтобы выполнить эту установку к 2018 году, тюменский филиал ФКУ "Уралавтодор" должен каждый год капитально ремонтировать по 100 километров дорог
"Что касается так называемых искусственных сооружений, то ремонт на ряде таких объектов не проводился еще со времен СССР. Однако, согласно программе, рассчитанной до 2016 года, все эти сооружения, входящие в состав федеральных дорог должны быть полностью отремонтированы", - заверил директор филиала ФКУ "Уралуправтодор".
В частности, благодаря соглашению между правительством региона и Росавтодором предусмотрено выделение в течение 2015-2020 годов 14 миллиардов на реконструкцию моста через Тобол на 123-м километре дороги Тюмень – Тобольск, а также ремонт участка дороги от Тюмени до Богандинского, рассказал Гандалоев.
Он заметил, что количество очагов аварийности на федеральных трассах удалось сократить с 70 в 2013 году до 50 в 2014-м. В основном эти вопросы решаются за счет установки светофоров и пешеходных переходов, устройства освещения. "По программе Росавтодора, нормативному состоянию должно соответствовать 88% автодорог. Чтобы выполнить эту установку к 2018 году, тюменский филиал ФКУ "Уралавтодор" должен каждый год капитально ремонтировать по 100 километров дорог", - заметил Апти Гандалоев.
В том, насколько это реально, возникают серьезные сомнения, поскольку, к примеру, в этом году, капитальному ремонту было подвергнуто лишь 11 километров федеральных трасс. В среднем, на капитальный ремонт одного километра четырехполосной автодороги требуется 160 миллионов рублей. И в одном только северном направлении такой реконструкции требует около 200 километров (правда, не везде дорога там имеет четыре полосы). Но в целом порядок цифр вычислить несложно.
При этом эффект от косметического ремонта с заменой верхнего слоя держится лишь два года, отмечат Апти Гандалоев. Это обусловлено в том числе колоссальной нагрузкой на дорожную сеть региона. "Интенсивность движения по дорогам области за короткий период увеличилась в 2,5 раза. Наше учреждение выдает больше разрешений на провоз крупногабаритного груза, чем все остальные 63 ФКУ России, вместе взятые. Представьте, сколько транзитного грузового транспорта проходит через наш регион. Дорожное полотно такой нагрузки не выдерживает, - констатирует Гандалоев. – Поэтому необходим капитальный ремонт. Мы бьемся за выделение денег, в свое время руководителя Росавтодора провезли по всем проблемным дорогам, благодаря этому были выделены те самые дополнительные средства, о которых я уже говорил. Но кардинально это проблемы не решает", - признает представитель подведомственной организации Росавтодора. Иными словами, это можно понять так, что по сути косметический ремонт - пустая трата денег, тоже, между прочим, немалых.
Дорожный чиновник добавляет, что в Уралуправтодоре разработано более 70 проектов по глобальной реконструкции федеральных магистралей в нашем регионе, но пока полной поддержки в Москве они не находят: "Остается только снова и снова обращаться и убеждать Росавтодор в своей правоте", - говорит Гандалоев.
Депутат Гарри Столяров весьма скептически относится к перспективам реализации всех планов филиала Уралуправтодора в Тюменской области, предполагая, что программа, рассчитанная до 2018 года, скорее всего, не будет выполнена. "Даже те результаты, которые были достигнуты на сегодняшний день по ремонту федеральных дорог, можно будет очень быстро потерять при недостаточном финансировании. И придется снова тратить колоссальные средства на то, чтобы заново отстроить все дороги, в разы больше, нежели выделяются сейчас", - считает Гарри Столяров.
"С одной стороны, есть прогресс, с другой - финансирования все равно совершенно недостаточно, поэтому ситуация столь удручающая, - признает другой представитель ЛДПР в Облдуме Владимир Сысоев. – Поэтому мы топчемся на месте. Особенно тревожит тот факт, что в ненормативном состоянии на различных участках находятся все четыре федеральные автотрассы, проходящие через Тюмень. И за четыре года в корне изменить ситуацию, скорее всего, не удастся". Также он обратил внимание на то, что некоторые участки после ремонта слишком быстро разрушаются. Поэтому, предложил Владимир Сысоев, в решения Облдумы по этой теме следует включить пункт о более серьезной ответственности подрядчиков за качество ремонтных работ и исполнение гарантийных обязательств по контрактам.
А вот другой областной парламентарий - Владимир Завьялов считает, что даже прогресса в этом вопросе достичь не удалось: "Если из тысячи километров лишь половина отвечает предъявляемым требованиям, а за год капитально отремонтированы только 11, то такими темпами не трудно подсчитать, когда и куда мы придем", - признал депутат.
Общее мнение депутатов в том, что даже разговора губернатора с президентом может оказаться недостаточно, и Тюменская областная дума должна еще раз направить обращения во все инстанции вплоть до главы государства, чтобы все же донести до федерального центра, насколько все серьезно. Апти Гандалоев с этим полностью согласен.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru