"Пятая власть" - фильм биография Джулиана Ассанджа, основателя сайта WikiLeaks и главного разоблачителя государственных секретов, вышла в прокат неделю назад, 24 октября. Но отвечает ли фильм на те вопросы, которые весь мир хотел задать Ассанджу?
Практически закончившийся 2013 год все радует и радует кинолюбителей байоптиками всех мастей. Есть и биография великих порнозвезд ("Лавлейс" режиссеров Джеффри Фридмана и Роба Эпштейна), и биография Стива Джобса ("Джобс: Империя соблазна" режиссера Джошуа Майкл Штерна), и биографии множества других значимых персон. Но, к сожалению, все эти фильмы грешат слишком маленьким количеством правды и слишком большим художественным вымыслом. Этим же отличился и байоптик одного из главных людей последних лет Джулиана Ассанж "Пятая власть" с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли.
В фильме мы видим только начало развития WikiLeaks: сайту всего год, Ассандж (Камбербэтч) и Даниэль Берг (Даниэль Брюль) только познакомились. Обороты утечек пока что ничтожно малы, и Берг помогает Ассанджу развить сайт, привести его к такому состоянию, в котором мы все его видели. Но со временем их отношения перерастают из сотрудничества в сильное соперничество. К сожалению, картина, скорее, освящает личные отношения между двумя компьютерщиками, но практически не отвечает на вопрос, который еще долго будет терзать общественность: зачем?
Джулиан Ассандж – человек, который попытался свести на нет такие понятия, как "шпионство", "государственные секреты" и тому подобные. Практически один против всего мира он затеял войну с самыми сильными державами и с какой-то стороны даже сумел победить. Он действительно изменил мир, хоть и не полностью, но не заметить его влияния нельзя: Ассандж раскрыл все карты, показал, что все-таки происходит во время подковерной борьбы правительств, и каким боком к этому относится пресса.
Человек, обладающий настолько сильной харизмой, что смог найти соратников для противоборства с сильнейшими людьми современного общества. По слухам, он относился к своим коллегам исключительно как к работникам. От людей нужен был лишь результат и не более. Полностью увлеченный своей борьбой, он спокойно выдавал желаемое за действительное, нагло врал, постоянно блефовал; главное – результат, и неважно, какими целями он достигнут. И ему совершенно не понравился этот фильм.На экране правят антигерои. В сериалах это и Дон Дрейпер, и Уолтер Уайт, и Декстер.
В фильмах их еще больше: грабители (друзья Оушена), бывшие преступники всех мастей ("Напролом"), бабники ("Бабник", "Альфи") и так далее. И именно такого героя сделали из Ассанджа. Он получился хорошим злодеем, довольно притягательным со своей харизмой, пусть ее полностью и не раскрыли. Камбербэтч – главное достоинство этого фильма. Ему все-таки удалось добиться переписки с Ассанджем, он довольно ловко ухватил основные черты его характера, манеры поведения. Ассандж в реальной жизни – удивительный оратор, идеальный интервьюируемый. Он разговаривает цельными блоками, будто готовил фразы заранее. В фильме же все совершенно не так. Резкие динамичные сцены, главные стереотипы шпионских триллеров, в которых мы закусываем губу и молимся, чтобы герой успел нажать на кнопку. Пафосная речь журналиста The Guardian, подобная речи М на суде в "007: Скайфолл". Нам совсем не важно, что случится после нажатия кнопки, главное – успеть нажать. Но история WikiLeaks совсем не их тех, которые можно рассказать подобным образом, а Ассандж - далеко не Том Круз из "Миссия: невыполнима".Но даже так Камбербэтч смог показать нам мощь Джулиана Ассанджа, что мы уже готовы пойти за ним против всех.
После этого фильма становится понятно, почему Камбербэтч теперь в каждом втором фильме. Он, пользуясь, в основном, электронной перепиской, смог создать своего "злодея" Ассанджа, во-первых, довольно похожего на реального Ассанджа хотя бы одним воздействием на людей, а во-вторых, намного интереснее и привлекательнее во всем правильного Даниэла Берга. Хоть в чем-то фильм получился правдивым: беловолосый компьютерщик действительно никого не оставляет равнодушным.
Режиссер Билл Кондон пытался показать нам эту историю через призму объективности. С одной стороны он должен был показать, как главный герой начал менять мир, и что в этом положительного. С другой – что в этом отрицательного. А с третьей стороны стоит Голливуд со своими бюджетами и определенными понятиями, каким же именно должен быть шпионский боевик, и почему "Пятая власть" фильм именно из этого разряда.
Поэтому там так много неточностей, элементов из фильмов про Борна (только без стрельбы) и других недочетов. Но эта история не какой-нибудь банальный сценарий, а Джуддиан Ассандж- не забытая порнозвезда другой эпохи.
Художественный вымысел – неотъемлемая часть байоптиков. Он украшает историю, делает ее смотрибельной, собранной. Да, для этого иногда, действительно, нужно сокрыть некоторые факты, кое-что переврать. Без художественного вымысла возможно только документальное кино, а "Пятая власть" - далеко не документальный фильм. Это красивая история, которую Голливуд рассказывает нам в той манере, которая сейчас в цене. И не важно, что для этого придется кое-что изменить, кое-где наврать. Зато получается красиво.
Если хотите еще успеть оценить фильм – поторопитесь, картина в прокате кинотеатра СИНЕМАПАРК DeLUXE всего до 6 ноября. К сожалению, на эту историю больших надежд не возлагают, в отличие от других блокбастеров, каким и хотели сделать "Пятую власть". Но посмотреть его все равно стоит, ведь еще не скоро уляжется шум от проделок на сайте WikiLeaks.
Хотите обсудить фильм с автором и другими зрителями? Добро пожаловать в интернет сообщество Топ Тюмень: http://toptyumen.livejournal.com/391788.html.
Кино смотрел Андрей Чапыгин
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru