Владимир Ульянов: "Уверен, общество дозреет до того, чтобы в полной мере воспользоваться функцией общественного контроля"

16:40 06 ноября 2014

Закон об общественном контроле в Тюменской области, который должен быть разработан до конца этого года, станет одним из основополагающих для развития гражданской инициативы на годы вперед. Напомним, федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" принят 21 июля этого года. И перед региональными парламентами теперь стоит задача обозначить четкие правила действия этого документа на уровне субъектов.

О концепции нового областного закона и о том, какие сферы жизни он будет регулировать, в интервью Newsprom.Ru рассказал руководитель рабочей группы по доработке регионального законопроекта, депутат Владимир Ульянов.

- Какие основные положения формулирует федеральный закон?

- Учитывая значимость института общественного контроля, федеральный закон призван регулировать права и полномочия как тех, кто будет контролировать, так и тех, кого будут контролировать. В последние годы наблюдается тенденция к ограничению полномочий различных контролирующих органов в сфере экономики, предпринимательской деятельности. И новый закон, принятый Государственной думой в июле этого года, пошел по пути единообразного понятия для всех субъектов, что такое общественный контроль и кто в отношении кого может его осуществлять. Прежде всего, четко обозначено, кто может быть подвергнут контролю: органы государственной власти, местного самоуправления и иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные мероприятия. То есть бизнес по этому закону находится вне поля общественного контроля. Это очень важно.

Второй обширный вопрос: кто может осуществлять общественный контроль. В советский период существовал так называемый народный контроль. Но на самом деле он не был народным, это было государственное структурное подразделение. Так вот сегодня это будет совершенно иная форма. И осуществлять общественный контроль будут именно граждане. Они смогут это делать как лично, так и в составе общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

При этом федеральный закон четко обозначает субъекты общественного контроля. В первую очередь это Общественная палата Российской Федерации, а также региональные и муниципальные Общественные палаты, Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, при законодательных и исполнительных органах субъектов Федерации. Кроме того, появляются структуры и образования - общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции и общественные инспекторы, группы общественного контроля, ну и, как сформулировано в законе, иные организационные структуры.

- Соответственно, в законе прописываются права и обязанности общественных контролирующих структур.

- Совершенно верно. Помимо собственно осуществления контроля в том порядке, который закреплен федеральным законом и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации, они вправе инициировать и организовывать проверки, запрашивать в органах власти и иных структурах, подлежащих общественному контролю, необходимую информацию, посещать органы государственной власти и местного самоуправления, подготавливать итоговые документы, вносить и направлять в контролируемые органы свои предложения. Таким образом, полномочия общественного контроля достаточно широки.

Еще один важный момент – законодатель предоставляет субъекту общественного контроля право обращения в суд общей юрисдикции с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. Чтобы было понятно с практической точки зрения, приведу такой пример: вырубили рощу в городе, круг пострадавших неопределенный, общественные контролеры проверили и выяснили, что нарушены те или иные нормы законодательства. И это дает им право предъявить иск в суд в отношении виновных лиц.

Также законодатель четко обозначил формы общественного контроля: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов, общественное обсуждение, общественные публичные слушания. В том или ином виде некие из этих форм существуют и сейчас. Однако закон закрепил их, сформулировал новые формы и, в общем, собрал воедино весь инструментарий и все определения общественного контроля, отрегулировав, права и обязанности участников всех этих процессов.

- Остается определить, какие полномочия федеральные законодатели передали на уровень субъектов Федерации в сфере регулирования вопросов общественного контроля?

- Одной из важных задач, которую формулирует федеральный закон, является исключение возможностей злоупотреблений и использований норм законодательства в личных интересах. В этой связи на уровне субъекта сформулирована достаточно четкая задача. Она разведена по нескольким направлениям. Сюда относится порядок осуществления общественного контроля Общественными палатами, Общественными советами и другими объединениями и структурами, которые я упомянул выше.

Также региональный законодатель определит порядок организации и проведения общественных проверок, общественных экспертиз, общественных обсуждений и публичных слушаний. Таким образом, нам предстоит детализировать процессуальные моменты деятельности органов общественного контроля в тех рамках, которые установлены федеральным законом.

- Какова сейчас ситуация по работе в этом направлении в Тюменской области?

- Вообще над этой темой мы работаем уже полтора года. И изначально было предложено две концепции. Вариант, предложенный нашими коллегами из фракции ЛДПР, предлагал органам общественного контроля всеобъемлющие функции, это, на мой взгляд, таило в себе немало угроз по части превышения контролерами своих полномочий. Впрочем, уже на тот момент мы – члены рабочей группы - понимали, что в любом случае будет принят федеральный закон, где все эти вопросы будут четко прописаны. Что в итоге и произошло. И наша задача в дальнейшем заключалась в том, чтобы заняться разработкой конкретных норм, определяющих процедуры осуществления контроля. Задача непростая, поскольку с одной стороны мы не должны в той или иной степени ограничивать возможности реализации общественного контроля, а с другой – соблюсти права тех, кого проверяют. Как говорится, вся суть в деталях.

- Как вы считаете, возможны ли существенные различия в определении этих деталей в разных субъектах Федерации в зависимости от специфики того или иного региона?

- Не думаю, что будут серьезные расхождения. Возможно, где-то субъектам общественного контроля предоставят чуть больше свободы, где-то рамки деятельности этих структур будут несколько уже. Хотя инициативу региональных законодателей никто не отменял.

- Закон безусловно очень важный, однако его реализация может быть сопряжена с трудностями в связи с достаточно низким уровнем гражданской инициативы в современном российском обществе.

- Вопросы по поводу активности общества действительно существуют. Но всегда есть две крайности. В формулировании организации деятельности общественных контролирующих органов мы будем стремиться к тем вариантам, которые не будут усложнять действия контролеров, чтобы не нагромождать всевозможных юридических рамок, учитывая уровень правовой подготовки населения. То есть, эти формы должны быть понятны и доступны для обычных граждан. Но с другой стороны, повторюсь, у тех, кто подвергается проверкам, тоже есть права. Поэтому всемогущество общественного контроля должно быть разумным образом ограничено. В советские годы, работая в прокуратуре, я в своей практике сталкивался с такими ситуациями, когда органы народного контроля откровенно перегибали палку. Поэтому если не установить четких границ, признаки недобросовестного применения общественного контроля могут проявиться и сейчас. В любом случае достаточная свобода действий будет подразумевать соблюдение законности. В противном случае можно, что называется, замордовать определенные структуры проверками, парализовав их работу, что тоже недопустимо.

- Существует еще и такое предубеждение, что некоторая часть граждан, которая так или иначе проявляет общественную активность и стремление контролировать действия власти, это либо люди с неуравновешенной психикой, либо радикально и даже экстремистски настроенные граждане.

- Ну я бы хотел уйти от того, чтобы всех активных людей записывали в экстремисты или психически нездоровые. Есть масса совершенно нормальных людей, которые просто обладают обостренным чувством справедливости. Другое дело, что зачастую их представление о справедливости может быть субъективно, тогда и возникают разногласия. Однако еще раз обращу ваше внимание, что полномочия общественного контроля возложены в значительной степени на многочисленные общественные организации. Гражданин может сам инициировать контрольные мероприятия, но для этого ему предстоит преодолеть непростой путь. Через общественные объединения ему это будет сделать намного легче.

- А что именно может включать в себя этот путь самостоятельного общественного контролера?

- Для этого как минимум необходимо получить этот статус – общественного контролера или общественного инспектора. А для этого потребуется определенная подготовка. Хорошо, если ваше образование или профессия связаны с правовой деятельностью, тогда все проще. Ну, представьте, решил человек проверить деятельность УФСИН, или органы таможни. Без соответствующей подготовки и знаний он и понятия не будет иметь о том, что как должно работать, как это проверить и так далее. Кроме того, в законе прописано, что проверка не должна нарушать коммерческую тайну и тайну частной жизни. Необходимо понимать, как при осуществлении контроля соблюсти эти и другие нормы. К слову, процедуру получения статуса общественного контролера или эксперта как раз предстоит прописать в региональном законе.

- Вернемся к вопросу активности населения. Возможно ли ее каким-то образом стимулировать, в том числе на законодательном уровне?

- Приведу такой пример. Пару лет назад мы принимали закон об общественном обсуждении законопроектов и нормативно-правовых актов Тюменской области. И уже здесь столкнулись с пассивностью, даже в научной среде мы не встретили большой заинтересованности в организации общественных экспертиз. Вплоть до того, что люди не хотят заниматься этим на безвозмездной основе. Но общественная нагрузка не подразумевает вознаграждения. И об этом тоже следует помнить тем, кто хотел бы взвалить не себя контролирующие функции. На то они и общественные. Отчасти такое отношение - следствие развития рыночной экономики, когда в представлении человека любой труд должен быть оплачен. Но в данном случае речь идет о потребностях общества, которые само же общество и должно удовлетворить.

Такую же пассивность мы наблюдали и после принятия закона о гражданской законодательной инициативе. При том что процедура, прописанная в документе, не является такой уж затруднительной: достаточно создать инициативную группу из 20 человек и сформулировать законопроект. Пока тишина. Да, надо признать, это непростая работа, как собственно и осуществление общественного контроля. Но мы не можем ее до известной степени упрощать, о чем я уже сказал.

Тем не менее, я уверен, что наше общество дозреет до того, чтобы в полной мере воспользоваться теми полномочиями, которые ему предоставляют федеральное и региональное законодательство по части и как контролирующих функций, так и законодательных и прочих инициатив.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024