Экскурсии в прошлое от Рената Давлетьярова: рецензия на фильмы "Однажды" и "А зори здесь тихие…"

14:45 15 июня 2015

Ренат Давлетьяров – удивительный режиссер: за свою карьеру он успел многое. Во-первых, снять трилогию "Любовь-морковь", которая от части к части становилась все хуже. Во-вторых, поработать в жанре мистики, интерес к которой достигал пика к концу нулевых, срежиссировав в 2008 году фильмы "Юленька" и "Индиго". И в-третьих, снять в 2015 две картины, которым, в отличие от большинства предыдущих его работ, хочется поставить высокую оценку. Почему? Давайте же разберем два его творения – "Однажды" и "А зори здесь тихие…", с которыми мы ознакомились благодаря СИНЕМА ПАРК DeLUXE.

Итак, начнем с военной тематики. Произведение "А зори здесь тихие…" хорошо знакомо нам как по книге Бориса Васильева, так и по культовому фильму 1972 года. Будем честны: испортить что-то, имея за плечами такое наследие, было бы сложно. И Ренат Фаварисович не испортил.

Самое главное, чего ожидает от данного фильма зритель - аккуратного обращения с текстом и действием первоисточника, что, в принципе, удалось. Актеры на главных ролях показывают неплохой уровень игры и раскрытия собственных персонажей. Хотя их образы едва ли можно сопоставить с силой и проработанностью образов старой версии, в рамках ремейка все смотрится вполне органично.

Картина способна порадовать зрителя и великолепными видами природы, на лоне которых происходит почти все действие фильма. Если бы режиссер сумел совместить эти умиротворяющие и полные красоты пейзажи с гнетущей атмосферой военного времени (сопоставление – невероятно действенный прием), мы бы получили великолепный фильм, но…

Батальные сцены становятся более динамичными, а повествование о прошлом героинь становится больше похоже на банальный флешбек. Все, безусловно, сделано в угоду новому поколению, для которого фактически и снят фильм, но из-за этого картина сильно теряет в атмосфере страшной, тягучей, словно трясина болота, войны.

Ужас и ожидание близкой беды, что охватывали каждого, кто видел версию 1972 года, куда-то бесследно исчезают. К минусам также можно отнести абсолютно ненужную и бессмысленную сцену в бане, непонятно зачем вставленную в хронометраж.

В любом случае, назвать конечный продукт провальным назвать нельзя. Картина все так же способна цеплять, вызывать эмоцию и отклик у каждого зрителя. Она справляется со своей основной задачей - познакомить новое поколение с литературной и кинематографической классикой СССР, а потому заслуживает особого внимания среди всех премьер 2015 года.

Теперь еще раз перенесемся в прошлое, но на этот раз ближе – в 70-е. В картине "Однажды" режиссер покажет нам непростую жизнь пацана по имени Лёша, который ворует арбузы, дерется стенка на стенку с парнями из другого района и, конечно же, влюбляется. В этом фильме Ренат Фаварисович сумел весьма точно и красочно показать современному зрителю быт и нравы, царившие во времена его юности, а потому полностью понять картину смогут лишь ровесники режиссера. Для всех остальных "Однажды" останется лишь жизнеописательной зарисовкой, на первом месте в которой все же стоит любовная линия, а не воссоздание действительности.

Хочется отдать должное исполнителям главных ролей, Евгении Мельниковой и Юрию Дейнекину, которые воплотили на экране противоречивых и непростых, но однозначно живых персонажей, за развитием отношений которых было интересно наблюдать.

Второстепенные персонажи также не отстают и бьют колоритом: тут вам и Андрей Мерзликин, и Сергей Гармаш.

Самое же главное, чем способен зацепить фильм, - способность перенести человека перед экраном в эпоху активного строительства коммунизма, когда жизнь была предельно проста и прозрачна, когда правила поведения каждого были построены в соответствии с "пацанской этикой". Она, может, и славилась своей жестокостью, но все же задавала своему времени тон, делая его особенным. Именно показав такие взаимоотношения между персонажами, Ренат Давлетьяров и добивается такой живости всего, что видит зритель.

Что же хочется сказать в итоге? В 2015 году Ренат Давлетьяров показал зрителю, что способен развивать собственное мастерство. Сняв за свою карьеру почти два десятка фильмов, многие из которых были оценены зрителем не так уж и высоко, он начинает 2015 год с двух достаточно качественных картин, которые показывают разносторонность потенциала, профессионализм режиссера. В 2015 году нас ожидает еще два фильма Рената Фаварисовича, и будем надеяться, что они как минимум останутся на той же планке качества, на которой находятся сейчас "Однажды" и "А зори здесь тихие…".

Фильмы смотрел Ян Копарулин

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024