Тюменский фронтовик Виталий Акиньшин отметил 85-летие накануне юбилея Победы

13:43 30 апреля 2010

85-летний юбилей отпраздновал тюменский фронтовик, заслуженный работник МВД Виталий Дмитриевич Акиньшин. Однако сам ветеран Великой Отечественной войны в апреле отмечает свое рождение дважды – в середине и в конце месяца…

На фронт Виталий Акиньшин попал в январе 1945-го в составе 181 танковой бригады 18 отдельного танкового корпуса Третьего Украинского фронта. Со временем стал спокойно воспринимать ежедневные артиллерийские обстрелы и попытки немецких танков и пехоты прорвать нашу оборону. А затем была граница Австрии… Боевое настроение… Все чувствовали себя если еще не победителями, то близко к этому.

Ранним утром 14 апреля командир объявил полученный приказ: без поддержки огневых средств и автоматчиков прорваться к реке Трайзен, провести разведку на левом фланге нашей полосы наступления и вернуться обратно. Задание было очень опасным: перед ними был город, который немцы, приготовились защищать, и появление на одном из участков трех танков, явно не устрашило бы их. Экипаж понимал, что при достаточно высоких темпах наступления командование не имело времени на разведку другими способами, и решило пожертвовать тремя их танками, дабы засечь противотанковые средства противника, подавить их и таким образом обезопасить свой левый фланг при наступлении на город. Но приказ есть приказ…

В этой последней разведке Виталий был наводчиком. С начала движения танка он вел наблюдение через оптический прицел орудия. До поворота шоссе оставалось примерно с полкилометра, когда он обнаружил среди деревьев немецких солдат, и сразу же доложил командиру. Последовала команда «стрелять осколочным снарядом». Виталий выстрелил раз, другой. Заряжающий уже достал третий снаряд, когда последовала команда «Давай бронебойный! Самоходка!» Заряжающий стал вынимать 16 кг осколочный снаряд и заряжать бронебойным. Виталий в это время по ориентирам командира поворачивал пушку, стараясь быстрей поймать цель, но выстрелить не успели… Танк, вздрогнув от сильного удара, остановился. В отделении управления, где сидел механик-водитель, блеснули искры.

Виталия чем-то ударило по правой руке и внизу живота, но боли не чувствовалось. Как по команде вместе с командиром заглянул в отделение управления: бронебойный снаряд механик, вероятно, принял на себя… По команде командира через правый люк башни стал выбираться из танка. Высунувшись по пояс, услышал автоматные выстрелы, и, почти не касаясь корпуса танка, спрыгнул на левую сторону. В момент приземления почувствовал удар в грудную клетку с правой стороны сзади и очень сильную боль, от которой невольно вскрикнул. Как оказался лежащим на земле, он так и не мог вспомнить. Нестерпимая боль в груди справа при попытке сделать вздох и связанная с этим нехватка воздуха, незнание тяжести ранения – все вызывало паническое состояние и страх смерти. Мелькнула тоскливая мысль «Все, конец! А так бы не хотелось умирать!»…Но тут сработал инстинкт самозащиты организма: подсознательно с нестерпимой болью началось неглубокое дыхание, и Виталий почувствовал, что смерть пока его отпустила.

Солнце еще не всходило, но было уже светло. Приподняв немного голову, он осмотрелся и понял, что их танк оказался в тылу боевого охранения противника. Вот он лежит на пашне и не знает, что стало с командиром и заряжающим. В первые минуты Виталий все ждал, что вот-вот подойдут немцы, и мозг обостренно работал над вопросом: что делать? Ведь кроме двух гранат Ф-1 оружия у него не было. А тут к боли в груди, пояснице и внизу живота добавилась еще одна напасть – перестали работать пальцы правой кисти.

Танк горел, и в любую минуту могло взорваться около 90 снарядов, что находились внутри, и баки с горючим. У Виталия уже не было надежды остаться в живых, но вновь сработал инстинкт самосохранения: чтобы не погибнуть от взрыва боеприпасов возле своего танка, он стал отползать к небольшому углублению на пашне, подобию борозды. Превозмогая боль, прополз еще 12 метров, когда послышались автоматные очереди – стреляли явно по нему. Попадая в землю, пули рикошетили со свистом.

Зашло солнце…. Началась орудийная стрельба, сделали залп «Катюши», послышался гул танковых моторов. Началось наступление советских войск на город Санкт-Пельтен. Время шло, а он окровавленный все лежал на прежнем месте. Со стороны города доносился гул боя. Танк продолжал гореть. Вдруг рвануло с такой силой, что башню сорвало и приподняло на высоту 20-30 метров. К счастью, башня плашмя ребром упала в 30 метрах и наполовину ушла в землю. От близкого взрыва Виталий на несколько минут потерял сознание.

В это время фашисты покинули окопы, и, не приближаясь к танку, отступили небольшими группами. Еще не осознавая, что смертельная опасность миновала, Виталий приподнялся на локтях и увидел убитого командира. Задыхаясь от боли в груди, полуживой, окровавленный танкист пополз навстречу своим, пока, наконец, не перевалился через край окопа, брошенного бежавшим охранением. Там он нашел автомат убитого противника, и, забрав его, подумал: «А ведь можно и еще повоевать…». И вот впереди, на шоссе, показались люди в пятнистых маскхалатах, их было много и это оказались свои!..

Почти полгода пролежал раненный Виталий в госпитале: как оказалось, одна пуля пробила ему легкое, вторая – застряла в позвоночнике да еще два осколочных ранения в ногу и руку. В этом же госпитале он встретил свое 20-летие, а чуть позднее радостную весть о победе. С тех пор он и отмечает два своих дня рождения.

После войны Акиньшин выбрал мирную профессию. За 4 года он стал старшим бухгалтером Ишимского горжилуправления, но однажды фронтовику-орденоносцу предложили заняться хулиганами и расхитителями народного добра. Вскоре молодому работнику уголовного розыска пришлось осваивать все премудрости новой профессии. Через полгода областное начальство перевело Акиньшина в отдел БХСС, в 1954 году Виталий Дмитриевич уже сам возглавил отделение БХСС. Спустя еще 3 года его, к тому времени заочника юридического вуза, назначили начальником Казанского районного отделения милиции. Затем была оперативная работа в отделе милиции Ишимского горисполкома, начальником Ишимского ГРОВД, начальником информационного центра ГУВД области…

После выхода на пенсию в звании полковника милиции кавалер орденов Отечественной войны второй степени, медалей «За Победу над Германией», «За взятие Вены», Виталий Дмитриевич Акиньшин и по сей день не знает покоя. Один из активнейших членов Совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Тюменской области, член ревизионной комиссии, он по-прежнему «держит» руку на пульсе времени, сообщает пресс-служба ГУВД по Тюменской области.

Желаем юбиляру здоровья и долголетия!

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024