Строители предложили покупателям самим решать, кому и сколько платить за сделки с недвижимостью

12:35 14 февраля 2019

Крупные застройщики Тюмени решили модернизировать рынок недвижимости и предприняли в последнее время пару решительных шагов в этом направлении. В начале декабря прошлого года открыли Галерею застройщиков, а с 1 февраля ГК "ТИС", входящая в топ-5 по объему строительства жилья в регионе, заявила о новом правиле работы с риелторами и самостоятельными покупателями. В ближайшее время их примеру могут последовать и другие строители, как это сделал ГК "Дом". В чем суть преобразований и почему агентства по продаже недвижимости встречают новшества в штыки, журналистам рассказала коммерческий директор ГК "ТИС" Светлана Утешева.

Две цены

Небольшой экскурс в историю. До 2005 года комиссию при покупке жилья риелторам оплачивал покупатель. В 2006 году застройщики, ГК "ТИС" был числе инициаторов, подписали агентское соглашение с объединением риелторов о том, что эту часть расходов берут на себя. Поначалу комиссия была равна 1%. К 2008 году сумма выросла до 3%. В кризисные 2008-2009-й, когда застройщикам было особо тяжело, она доходила до 8%. Со стабилизацией экономики процент снизился, но все же варьировался от 6 до 2 %. Пытаясь получить больший процент, риелторы нередко прибегали к своеобразному шантажу. В октябре прошлого года ТИС снизил процент комиссии с 3 до 2,5, а с 1 января – до 2%. В итоге количество сделок через агентства уменьшилось на 70 процентов, однако объем продаж остался на плановом уровне. Проанализировав результаты, с 1 февраля ТИС  предложил клиентам самим делать выбор: платить риелтору или купить квартиру напрямую у застройщика и сэкономить те самые 2 %, которые пошли бы агентству на оказание услуг.

Правило "Две цены" от ТИС: одна цена на квартиру для покупателя через агентство недвижимости, другая – уменьшенная на 2 % - для самостоятельного клиентов.

К такому решению застройщиков подтолкнули сами покупатели, отмечает Светлана Утешева. В течение года сотрудники компании спрашивали у клиентов, как они  поступят, если от выбора услуг будет зависеть конечная цена квартиры. Оказалось, что около 30 процентов готовы и дальше обращаться к риелторам, а 70% уверены, что обойдутся без посторонней помощи. "Клиент поменялся. Он уже не тот, что был еще три года назад. Чаще всего это грамотный человек, уверенный интернет-пользователь. Он активно осваивает новые технологии и точно знает, где найти ответы на свои вопросы", - констатирует Светлана.

В знак солидарности

Вводя новую систему работы, ТИС планировал поработать с базовыми установками клиента, отмечает Светлана: "Если он примет нашу позицию, посчитает ее обоснованной, честной, прозрачной и будет действовать в этих рамках, то рынок сам поменяется, застройщики сформируют новые предложения и риелторы начнут взаимодействовать с покупателями по-другому".

У компании быстро нашлись последователи. 12 февраля стало известно, что такую же схему работы с клиентами и риелторами с 1 марта вводит еще одна крупная застройщик - ГК "Дом".

Заместитель директора компании по маркетингу и продажам Тарас Герасимов:

Мы посчитали идею ТИСа своевременной, обоснованной и решили к ней присоединиться, потому что тоже хотим жить в современных, цивилизованных условиях рынка.

Все понимают, что "рынок взрослеет, развивается, он уже вырос из детских штанишек и сегодня ему нужна другая одежда, считает Герасимов. Застройщики меняются, технологии меняются, покупателю уже гораздо легче найти квартиру. К тому же сделки с недвижимостью стали более прозрачными и безопасными, так как все процессы серьезно контролирует регулятор, то есть государство, а с недавнего времени к этому подключились и банки. Риелторам тоже пора меняться, а не продолжать рассчитывать на хороший процент.

Новые каналы продаж

Предвестником изменений на рынке услуг можно считать созданную в конце прошлого года Галерею застройщиков. Сегодня здесь можно узнать о 1250 предложениях ведущих строительных компаний, а также подобрать удобный вариант кредитования. В связи с происходящими изменениями потенциал этой площадки огромен, считает Утешева.

Еще одним перспективным направлением застройщики видят сотрудничество с ДомКлик от Сбербанка. Используемые в программе механизмы востребованы на рынке, и спрос на них растет.

Пора эволюции

Значит ли вышеперечисленное, что риелторское сообщество останется за бортом перемен? Вовсе нет.  Застройщики подчеркивают, что услуги агентств по-прежнему нужны, важны и востребованы.

Коммерческий директор ГК "ТИС" Светлана Утешева:

Мы не отказались от работы с агентским сообществом. Мы просто сделали прозрачной ситуацию, которая есть на рынке. Если до 1 февраля про нее знали только две стороны: застройщик и риелтор, то сейчас в эту схему вовлечен и клиент как главный заказчик услуги. Именно он должен решать, нужна ему услуга или нет и сколько за нее он готов заплатить.

Риелторские продукты должны качественно трансформироваться, считают представители строительной отрасли. Как пример - московские стартапы, когда клиент может заказать конкретный пакет подуслуг: подбор новостроек в определенных районах или просмотр нескольких объектов от застройщиков, причем за адекватную цену, заочные или очные консультации и так далее.

Пока большинство агентств настороженно, а по большей части негативно оценивают складывающуюся на рынке ситуацию. Застройщики же уверены, что победит здравый смысл, обе стороны придут к компромиссу, появятся новые формы сотрудничества. И выиграют от этого все, в том числе конечные потребители услуг - рядовые покупатели. 

Татьяна Тихонова

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2019