Тюменская область: туристический рынок обрушится на 70%

11:40 19 января 2015

Туристический бизнес тюменской "матрешки" ждет еще более сложный год, чем 2014-ый. Региональный рынок упадет на 70%, прогнозирует председатель совета региональной ассоциации тюменских туристических организаций (РАТТО) Наталия Чагина, пишет РБК.

"Ситуация в 2015 году будет тяжелой, и она вызвана многими факторами. Первый - недоверие к туроператорам, которое сформировалось на фоне банкротств крупных игроков рынка в 2014 году. Второй – ситуация с курсом доллара и евро, которая никак не может стабилизироваться. Если бы валюта условно выросла и замерла на одном месте, люди бы стали привыкать к этой стоимости, планировать свои денежные траты, а туроператоры - формировать пакеты предложений. Но этого не происходит. Туристическая отрасль всегда принимает на себя первый удар, потому что на отдых средний класс (большинство клиентов) тратит деньги в самую последнюю очередь", - говорит Чагина.

В декабре 2014 года спрос на туристические поездки упал на 30%, в январе 2015-го – на 50% к среднестатистическим показателям этих месяцев прошлых лет, поделилась директор тюменской компании "Академия путешествий" Елена Левенских.

В соседней Югре туристический рынок на котировки валют также отреагировал резким падением. По оценке генерального директора "Туристско-транспортной корпорации Спутник" Татьяны Жигулиной, в ХМАО выездной туризм уже под конец 2014 года "рухнул" на 80%. Для сравнения: в декабре 2013 года компания обслужила 111 заявок, в конце минувшего года лишь 17.

Туроператоры предчувствовали серьезное проседание и начали сокращать программы еще несколько месяцев назад. "Сегодня чартером из областного центра можно улететь только в Египет (Хургада) и на Вьетнам. Уже нет полетов в Тайланд (Пхукет и Паттая), в ОАЭ, в Египет (Шарм Эль Шейх). Идет сокращение перелетов из Екатеринбурга. Например, тюменцы в Доминикану и Индонезию смогут теперь полететь только через Москву", - уточнила Левенских.

"Сократились все направления, в Европу в том числе. Операторы Югры объединяли рейсы, а сразу несколько чартеров из Сургута и Нижневартовска были отменены", - говорит Жигулина. С одной стороны, такая осторожность туроператоров сократит число новых банкротств. Но на обратной стороне медали резкое снижение и без того не лучшего выбора чартерных программ из тюменской "матрешки". "Это потеря комфорта, своего рода возврат в прошлое. Предполагаю, что предстоящим летом полетная программа из Тюмени будет достаточно сдержана: останутся прямые вылеты в традиционные Турцию и Египет. Один из туроператоров уже рассчитал цены на Грецию. По остальным странам большой вопрос. Думаю, туроператоры при формировании летней полетной программы будут исходить из текущей ситуации на туррынке, динамики спроса и предложения, курсов валют", - заявила директор туристической компании Weekend Евгения Мурзина.

По словам Натальи Чагиной, в Тюменской области за последний год уже закрылись около 50 агентств. "Кто-то навсегда ушел с рынка, кто-то взял паузу на время нестабильной ситуации", - уточнила она. По словам Елены Левенских, свои офисы закрывают не только фирмы-однодневки, но и большие агентства (сети), а специалисты переходят на фриланс. Есть случаи, когда турфирмы съезжаются в общее помещение, чтобы экономить на аренде.

Директор сети туристических агентств "Роза ветров" в Тюмени Юлия Чистякова считает, что и туроператорам, и турагентствам любой специализации нужно будет находить новые подходы к туристам, перестраивать работу. "Думаю, агентства больше уйдут в интернет, чем в развитие стандартных офисов. Увеличится число профессиональных фрилансеров, попытки развивать внутренний туризм будут более активными", - считает она. Добавим, что по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2014 году рост продаж онлайн-туров составил 20%. И активное развитие онлайн-продаж продолжится, считают в АТОР.

По мнению представителя РАТТО, туристы продолжат искать альтернативы зарубежному отдыху в России. Это ярко проявилось уже в 2014 году. Так, например, темп роста спроса на курорты Краснодарского края составил более 120%, пансионаты Анапы приняли на 7% больше туристов. Тренд продолжится, что выльется в удорожание внутреннего продукта. По мнению г-жи Чагиной, цены на российский туризм подтянутся к туризму зарубежному.

Добавим, что из Тюмени в летнем сезоне-2015 будет летать чартерный рейс в Сочи авиакомпании "Трансаэро". Местные операторы уверены, что этот маршрут будет востребованным, раннее бронирование по этому направлению актуально уже сейчас.

Специалисты в области продвижения внутреннего турпродукта, в том числе представители северных территорий, также имеющих свои туристические предложения, не могут не радоваться сложившейся ситуации.

"Многие, кто хотел поехать за границу, начали путешествовать по региону, по соседним областям. Большое количество людей приезжают к нам в гости. Тюменские агентства, которые работали на выезд, начали интересоваться организацией внутренних поездок. Я уверена, что здоровая и хорошая конкуренция на внутреннем рынке даст большие возможности для развития отрасли в целом", - прокомментировала начальник отдела развития туризма регионального департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Ирина Грязнова.

В то же время массовым рынок внутреннего туризма если и сможет стать, то очень не скоро, полагают эксперты.

"Во-первых, во многих регионах туристическая инфраструктура оставляет желать лучшего, или же если есть инфраструктура - нет опыта и отработанных технологий. Тот же Сочи с его новейшими отелями и трассами не смог этой зимой справиться с наплывом туристов. Во-вторых, тур в России забронировать туристам гораздо проще самостоятельно, опыт турагента востребован при наличии визового барьера, либо большого количества разных отелей, либо отсутствия знаний о направлении. Я думаю, со временем рынок внутреннего туризма станет массовым, однако это произойдет не сразу", - считает Евгения Мурзина.

В то же время представители туркомпаний отмечают, что туристический рынок "матрешки" стоит особняком. "Отдых для северян, которые живут в сложных климатических условиях - это продукт чуть ли не первой необходимости. Думаю, сработает фактор отложенного спроса. Рейсов будет меньше, многие операторы переориентируются на вылеты из Москвы, но отдыхать люди все равно будут. Компании могут уделить внимание внутреннему туризму. Мой совет югорчанам: с осторожностью воспринимать предложения компаний, которые начнут активно демпиноговать и предлагать дешевые туры. Экономику не обманешь", - говорит глава "Туристско-транспортной корпорации Спутник".

По некоторым оценкам, годовая прибыль крупных компаний нефтяного региона, которые, в том числе, совмещали функции и турагента, и туропреатора, превышала 1 млн долларов США. По предварительным прогнозам, сейчас лидеры рынка готовятся к 35-55% сокращению прибыли. 

Теги: туризм

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Апрель, 2024