В этом месяце на туристическом рынке возможны новые банкротства. Речь может идти о ряде компаний. Эксперты "Российской газеты" назвали несколько основных причин, которые могут привести к новой большой волне кризиса.
Самое главное - снижение спроса на туры. Во-первых, из-за летней череды банкротств подорвано доверие к турбизнесу. Во-вторых, закончился сезон отпусков.
Вторая причина заключается в том, что ни один туроператор не имеет права на работу, если он не внесен в федеральный реестр и не имеет договора со страховой компанией, которая обеспечивает финансовые гарантии. Срок действия договора у многих туроператоров заканчивается в конце этого года. А по закону документы на внесение (продление) в реестр операторы должны подавать за три месяца до окончания срока действия финансовой гарантии, то есть в сентябре. "Проблема в том, что из-за летней волны банкротств страховщики отказываются заключать договоры с туроператорами. Последние не могут продолжать свою деятельность, - пояснила пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. - У нас шквал звонков от компаний, которые не знают, что делать. Они готовы платить деньги, страховаться на большие суммы, но им отказывают".
Пока финансовая гарантия действует, то есть до конца года, операторы имеют право продолжать свою деятельность. Но они не могут продавать туры на следующий год. А если компания не может привлечь новых туристов, это негативно сказывается на ее финансовом положении. Сейчас нужно очень быстро найти выход из сложившейся ситуации. Возможно, к решению проблемы также должен подключиться Центробанк.
Третья причина - задолженность туроператоров перед авиаперевозчиками. Турбизнес был устроен таким образом, что многие компании, как правило, бронировали блоки мест в самолетах по договорам постоплаты. То есть деньги за перевозку туристов авиакомпаниям перечисляли в конце месяца, квартала или сезона в зависимости от договора. Схемы были примерно такие: например, туроператор решал, что в конкретном сезоне будут хорошо продаваться туры в Грецию. После этого заказывал большое количество чартеров. И если из-за высокой конкуренции на рынке или иных причин туры не продавались, как планировалось, туроператор все равно был обязан полностью оплатить авиакомпании все заказы. Когда не удавалось полностью загрузить самолет, туроператоры, чтобы минимизировать убытки, снижали цены на туры.
Таким образом появлялись скидки, горящие путевки, но это давило на рынок. Сейчас, когда потребители не доверяют турбизнесу, ситуация усугубилась. Авиакомпании отказываются работать в долг. И это тоже приводит к банкротству туроператоров. Кстати, авиакомпания "Аэрофлот" отменила намеченные на 10 сентября электронные торги по реализации блочных перевозок по туристическим направлениям на зимний сезон 2014 - 2015 годов, пояснили в пресс-службе перевозчика. Такое решение принято "c целью защиты своих клиентов от действий со стороны недобросовестных и несостоятельных туроператоров".
Четвертая причина сложившейся ситуации - закредитованность турбизнеса. Чтобы получить хорошие цены от отельеров и авиакомпаний, которые позволили бы делать рентабельную накрутку, туроператоры должны обеспечивать большой поток отдыхающих. Для этого в банках брались большие кредиты. Сейчас, когда подорвано доверие потребителей, отсутствует встречное движение со стороны страховщиков и авиаперевозчиков, у турфирм нет денег для погашения банковских займов. Не удается вернуть и депозиты за несостоявшиеся туры.
Стоимость зарубежных туров может повыситься из-за нынешних процессов на рынке выездного туризмаВопрос, который волнует многих: почему все причины привели к плачевным результатам именно сейчас? Эксперты полагают, что сказались скачки курсов валют, мировой кризис, который не обошел Россию и другие страны. Это пятая основная причина. Интересно, что совсем недавно обанкротились два крупных туроператора в Великобритании. В СМИ прошла информация о создании там денежного фонда, из которого в случае форс-мажорных обстоятельств будет оплачиваться вывоз британских туристов на родину. "Копилку" должны создавать сами авиакомпании за счет отчисления определенных сумм с каждого проданного билета. В России уже звучали идеи о повышении взносов туроператоров в фонд "Турпомощь", однако пока бизнес к этому не готов. Даже из-за взносов в 100 тысяч рублей было много споров. Эксперты полагают, что в итоге все придет к тому, что на рынке останется несколько десятков туроператоров вместо 1700, как сейчас. Но это в условиях внедрения новых систем финансового взаимодействия однозначно приведет к повышению стоимости туров.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru