Железную дорогу от Салехарда до Надыма планируют построить за 5 лет

18:46 28 июля 2009

Железную дорогу от Салехарда до Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ) планируют построить за пять лет. Каждый ее километр обойдется государству в 184 млн. рублей.

Накануне в Надыме состоялись общественные слушания по поводу будущей стройки века. Как заверил северян Владимир Серый, заместитель директора компании «УралСтройТехнологии», занимающейся проектированием стройки, его коллеги постарались учесть все экологические нормы, а также сохранить культурное и историческое наследие арктического края. С окружным департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера согласовываются сейчас места переходов через магистраль оленьих стад.

Проект будет передан на государственную экспертизу после получения заключения публичных слушаний, затем в течение трех месяцев «Урал-СтройТехнологии» постараются учесть все замечания. И тогда можно будет приступать непосредственно к строительству. Случиться это должно в 2010 году.

Участок от Салехарда до Надыма протяженностью 356 километров обойдется федеральному бюджету в 65,5 млрд. рублей. По предложению администрации Приуральского района «железку» совместят с автодорогой и газопроводом. Это значительно уменьшит давление на ранимую экосистему северной территории. Новый транспортный коридор практически повторит маршрут 501-й стройки ГУЛАГа.

Согласно проекту железная дорога будет состоять из одного пути с 12 разъездами для встречных поездов почти через каждые 20 километров. На линии также разместят три узловые станции — Салехард, Татаринцево и Надым. Поезда будут обходить Надым с севера и выходить на мост через одноименную реку.

Одновременно стратегия развития железнодорожного транспорта России предусматривает строительство совмещенных автожелезнодорожных мостовых переходов через реки Обь и Надым. Их строительством озаботились еще в середине прошлого века, когда сталинское правительство приняло решение о прокладке полярной железной дороги Салехард — Игарка. Эту чугунку вдоль Полярного круга непременно построили бы, если бы не смерть Иосифа Виссарионовича, поставившая крест на стройке.

За три с небольшим года ценой жизни 300 тысяч человек в голой тундре среди многочисленных болот успели проложить более 900 километров одноколейки. Правда, даже тогда государство не рискнуло перекинуть мосты через великую Обь и полноводный Надым. Через небольшие реки наводили деревянные или бетонные мосты, через Обь переправа осуществлялась летом железнодорожными паромами, а зимой — по рельсам и шпалам, проложенным по специально намытой ледовой насыпи из бревен.

Детальной проработкой проектов занялись сравнительно недавно. И то благодаря настойчивости губернатора Ямала Юрия Неёлова, выросшего близ печально известной 501-й стройки. По словам Олега Демченко, генерального директора корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный», пролеты моста через Надым протянутся на 1,34 километра, а его собрат через могучую Обь — на 2,44 километра.

Все эти объекты являются теми звеньями, без которых просто немыслим транспортный коридор Лабытнанги — Салехард — Надым с выходом на Новый Уренгой. Уникальные переходы соединят действующие и только проектируемые участки Северной и Свердловской железных дорог, а северяне получат кратчайший выход в центр России.

В районе Лабытнанг на станцию Обская выйдут еще два участка железной дороги — вдоль восточного склона Приполярного Урала и с полуострова Ямал. Первый позволит обеспечить доступ к несметным богатствам угля, железа и прочих твердых полезных ископаемых, а второй — к уникальным месторождениям углеводородов. В предгорья Урала и на ямальский север пойдут грузы и техника, необходимые для обустройства и эксплуатации месторождений, а в обратном направлении — сырье для металлургов и нефтегазохимиков.

Строительство северной дороги в рамках федеральной целевой программы модернизации транспортной системы России помимо очевидных экономических плюсов несет значительные изменения в социальной сфере. В частности, обеспечение постоянной доступности в населенные пункты Ямала, до которых до сих пор только вертолетом можно долететь, создание новых рабочих мест, увеличение доходов в местный бюджет и, конечно же, повышение уровня жизни северян.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Июнь, 2024