В Тюмени 6 мая побывал финский журналист Пекка Хакала в рамках своего путешествия по России. На момент пребывания в Тюмени он уже проехал порядка 3000 километров, стартовав из Выборга и направившись во Владивосток.
Для такой непростой поездки Пекка взял истинно российский автомобиль – "Ладу" пятой модели. Почему он выбрал именно эту машину для путешествия? Что особенно запомнилось ему за время поездки? Как отреагировали родственники на его желание путешествовать по России? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью NewsProm.ru.
Пекка, почему вы остановили свой выбор именно на этом автомобиле?
Есть какая-то советская ностальгия.
Вообще идея поездки возникла у меня много лет назад, и я сразу понял, что через Россию надо ехать на традиционной модели "Жигулей".
Машины этой марки были популярны и в Финляндии. После распада СССР россияне из Ленинградской области и Карелии купили практически все эти автомобили обратно. Сейчас таких машин в нашей стране не так много, хотя у нас есть даже клуб для тех, кому нравятся "Жигули". Мой первый ВАЗ-124 я купил в 2004 году. Машина, на которой я путешествую сейчас, 2010 года выпуска. Это последняя пятая "Жигулей", которую выпустил завод.
Мелкий ремонт я сделал в Санкт-Петербурге, в том числе установил новую тягу руля. По сравнению с расценками на ремонт авто в Финляндии, то, что я заплатил в России, - просто не деньги.
А вообще, представьте: если бы я поехал, например, на автомобиле Lexus, мне бы с легкостью помогли с ремонтом в любой точке России? Думаю, вряд ли, ведь там чистая электроника. А с ремонтом "Жигулей" могут помочь практически везде.
Как, по вашему мнению, ведут себя автомобилисты на дорогах России?
Первый шок – это дорога в Питере, когда мимо меня очень быстро пронеслись два "серьезных" автомобиля западного производства. Со мной ехал питерский фотограф, и он сказал, что в принципе обязательно люди на дорогих авто показывают другим участникам дорожного движения, кто они на дороге.
Потом, когда я продолжал двигаться по северному маршруту, через Вологду и Киров, до Перми, где очень плохие дороги, то заметил, что там другая культура передвижения.
Я бы поехал и дальше по северу, если бы там была трасса, но пришлось повернуть на Тюмень, потому что иного варианта просто нет.
Есть ли какая-то определенная цель поездки?
Я мог бы сказать, что хотел увидеть другую сторону России, вдали от больших городов. Но ответ на ваш вопрос следующий: я просто захотел это сделать. Я захотел посмотреть страну.
Конечно, у меня есть определенный план поездки и сроки. Я что-то пишу о поездке, но это довольно сложно, потому что много сил отнимает дорога. Я делаю различные практичные записи: сколько бензина истратил, сколько километров проехал и когда масло менял.
Самое главное, помимо непосредственно дороги, это то, что существует кризис в мировой политике, поэтому необходимо все больше и больше писать и говорить об этом, общаться народам друг с другом, напрямую.
Во Владивосток я планирую приехать к концу мая.
Сколько километров проезжаете за день?
Максимум 600-700. Есть дни, когда преодолеваю короткое расстояние: например, 150 километров.
У вас есть знакомые в тех городах, которые вы проезжаете?
Нет. Возможно, и есть, но я с ними не встречался. Почти все мои знакомые в Москве и Санкт-Петербурге. Меня не встречают в городах, куда я приезжаю. Я сам устраиваюсь в гостиницы. Моя сестра, которая живет в Москве, помогает мне: она находит в Интернете гостиницу в следующем на пути городе, если мне это нужно.
Почему вы не стали широко заявлять о своем путешествии?
Я об этом не подумал. Я фактически всю жизнь работал журналистом, и для меня странно сообщать во всеуслышание, что я собираюсь в какую-то дальнюю поездку.
В Питере вышла статья о том, что финский журналист поехал по России на "Жигулях", а в комментариях написали, что это я делаю специально, чтобы показать, как все плохо в России.
Есть ли цели типа вот это в России я точно должен посмотреть или попробовать?
Такого нет. Самое главное – это смотреть то, что перед тобой, не перегружать себя слишком большим количеством информации.
Я работаю журналистом уже, наверное, 30 лет. И моя работа в основном заключалась в том, что какой-то начальник планировал, что мне надо сделать такую или другую статью. Но это идиотизм. Откуда я могу знать сегодня, что я буду знать завтра? Это невозможно.
Одному в машине не скучно?
Нет. У меня довольно социальная работа, постоянно общаюсь с людьми. Мне очень нравится сидеть за рулем и ехать в тишине. Я не слушаю ни музыку, ни даже радио. Поездка для меня как медитация.
Какие города впереди?
Сейчас еду в Омск, Новосибирск, хочу заехать в Томск, где есть знакомый моего знакомого. И вообще с Томском связана история Финляндии: один из глав Финляндии в царское время был депортирован в Томск, а после пешком пошел в Финляндию и возглавил ее.
Потом поеду на Красноярск, Иркутск, посмотрю Байкал. Возможно, удастся посмотреть финал Чемпионата мира по хоккею в Хабаровске.
Что первое вспоминается за пройденные 3000 километров?
Первое, что вспоминается, - это когда я был у реки Течи у поселка Муслюмово. Мой знакомый стоял рядом и счетчик Гейгера в его руках непрерывно трещал.
Какие интересные встречи уже были за время поездки?
Всегда есть люди, у которых есть истории, которые фактически показывают очень многое. Например, в татарском поселке у реки Течи остались жилыми два дома. В одном доме бабушка, а во втором чеченец, который учился в балетной школе и сказал мне, что лучше жить у Течи, чем в Чечне. Он живет в 200–400 метрах от дороги, и меня с ним познакомил человек, проживающий в Челябинске.
Откуда вы так хорошо знаете русский язык?
Я плохо говорю по-русски. Я изучал его в школе 30 лет назад, у нас был короткий курс в гимназии. К сожалению, обучение было не очень эффективным, потому что в то время я был молод, и меня интересовали несколько иные вещи.
Какие у вас дальнейшие планы в жизни?
К сожалению, моя жена умерла два года назад. Дети уже выросли, у меня уже есть внуки. Я продал дом, потому что он был большим для меня одного, а сейчас купил новый, маленький, который сейчас сдаю в аренду, пока живу в Москве. То есть у меня есть место, куда я могу вернуться.
Как дети отреагировали на ваше решение?
Сын сказал: "О, боже!". И мне кажется, что он подумал, что его старый отец сошел с ума.
В чем сходство и различие между финнами и русскими?
Есть серьезные различия. Однажды я слышал, как один мой финский знакомый разговаривал по телефону. Дело было в России. Ему что-то говорили, а он спокойно отвечал по-фински: "Да. Да. Да". Русский коллега, также присутствовавший при разговоре, спросил – что произошло? Финн ответил: "Я так радуюсь. У меня родился сын". Я думаю, что русский человек не будет так реагировать на такое событие, хотя такие идиоты, наверняка, и среди русских есть.
А вообще у российских граждан столько терпения, сколько его нет у любых других граждан мировых стран.
Как к вам относятся дорожные полицейские?
Хорошо, но время покажет, сколько писем придет в Москву на мое имя от них. За 3000 километров останавливали трижды для проверки документов.
Не хотите ли написать книгу о вашем путешествии по России?
Интересный вопрос. Только вот кто ее читать будет?
Что вы напишете о Тюмени в вашем блоге?
Очень красивый город. А самым большим сюрпризом были для меня самые лучшие по качеству тюменские дороги. Бывает, что по трассе едешь – она в порядке, а потом начинается город – и все, дороги нет. И думаешь, почему они не могут сделать хороших дорог?
Уважаемые пользователи! Мы оставляем за собой право удалять комментарии, содержащие ненормативную лексику, рекламу и оскорбления, а также противоречащие действующему законодательству. С подробными правилами размещения комментариев можно ознакомиться здесь. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции.
Мы с вами создаем единую площадку общения. Наша цель – публиковать комментарии, а не удалять их. Чтобы не создавать трудностей себе и модераторам, которым приходится вычитывать все мнения, давайте договоримся о следующем:
- Мы против грубости. Все неэтичные высказывания в адрес авторов, героев публикации и других комментаторов будут удаляться безоговорочно.
- Мы против бессмысленности. Если Ваш комментарий не соответствует теме; слишком короткий, как крик в ночи; либо размером с «Войну и мир»; или настолько безграмотный, что количество ошибок затрудняет прочтение – извините, комментарий удаляется.
- Мы против рекламы в комментариях. До тех пор, пока рекламное место не оплачено, рекламируемый продукт будет считаться неподтвержденными слухами с сомнительными свойствами. Соответственно – будет удаляться.
- Мы за соблюдение закона и, следовательно, против призывов к жестокости, межнациональной розни, свержению власти, экстремизму, терроризму и суициду.
- Помните, пожалуйста, что Вас могут читать дети.
Приятного нам всем общения!
Через некоторое время Ваше мнение появится на сайте. Спасибо!
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru