Устойчивый рост численности населения Тюмени в конце XIX – начале XX в., развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры, увеличение спроса на электрическую энергию поставили перед органами местного самоуправления вопрос о сооружении электростанций общегородского значения, организации централизованной подачи электроэнергии для жилых домов и предприятий.
В решении этой задачи местные власти не имели единого подхода. Становление и развитие энергетики в сибирском регионе заметно активизировалось благодаря строительству Транссибирской железнодорожной магистрали. На крупных городских станциях монтировались энергоустановки, предназначенные для обслуживания служб и мастерских железной дороги. Они действовали в Омске, Томске, Красноярске, Чите, Тюмени и других городах. Первые же в Сибири электростанции стали появляться у частных лиц в 1880-1890-е гг. "Домовые" энергоблоки обладали малой мощностью и использовались жителями для собственных нужд. Например, в Тюмени купец-пароходовладелец И.Н. Игнатов в 1893 г. установил электрогенератор на городских пристанях.
Тюменская городская дума в деле развития электрификации города приняли решение, согласно которому частным лицам позволялось самостоятельно проводить электричество по предварительному соглашению с думой. Купец В.П. Бурков в 1907 г. обратился в управу с предложением, в котором сообщал, что в его доме проводилось собрание жителей (пайщиков), желающих провести в свои дома и магазины электрическую энергию на компанейских началах: по 1 тыс. руб. с каждого желающего иметь освещение до 50 лампочек. В то же время, он предлагал городу взять на себя проведение электричества. Гласные думы 7 ноября 1907 г. постановили избрать комиссию для разработки вопроса об устройстве в городе электрического освещения. Из доклада комиссии следует, что желающих пользоваться электричеством на паях подписалось 25 лиц; сумма подписки составила 19 500 руб. Однако разработанный комиссией проект устройства электричества требовал больших затрат. При таких расходах, по заключению комиссии, горение одной свечи в год будет стоить от 80 коп. до 1 руб. или от 2,5 до 3 коп. за 100 кВт.
Учитывая опыт других городов, Тюменская городская дума решила отдать устройство электростанции в концессию. Специально избранной комиссии было поручено рассмотреть проекты двух концессионеров (Щербаков и Поль) и технические характеристики различных систем фонарей. Принимая во внимание ежегодную затрату города на освещение керосином (около 3 тыс. руб.), комиссия нашла желательным постепенную замену керосиновых ламп на дуговые фонари и часть на лампы накаливания. По подсчетам комиссии, установка дугового фонаря составляла 130 руб., лампы накаливания – 12 руб.
Рассмотрев заявки претендентов, комиссия предложила думе принять проект германского подданного Ф. Поля, который обещал более выгодные условия: обязался через 2-3 месяца дать освещение городу и частным лицам. По его проекту предполагалось установить два двигателя, каждый в 40 л.с. и четыре динамо-машины, каждая в 120 вольт и 110 ампер. Напряжение в сети составляло 220 вольт, что по правилам МВД признавалось безопасным и разрешалось всем городам. 27 октября 1908 г. между управой и Полем был заключен договор сроком на 10 лет, по которому последний обязался установить столбы электрического освещения по всем улицам, оставляя за городом право установки собственной станции. Местные предприниматели, в свою очередь, заключили с Полем другой договор, учредив тем самым товарищество на вере под фирмой "Тюменская Электрическая Станция" с уставным капиталом 16 тыс. руб. (по 4 тыс. руб. с каждого пайщика). Весной 1909 г. началось сооружение электростанции и прокладка сетей и столбов по улицам города. В частности, товарищество приобрело 127 штук столбов у городской управы по 3 руб. за штуку. В качестве платы за данное предприятие Поль отпускал электроэнергию муниципалитету по льготному тарифу: для уличного освещения по 10 коп., для общественных зданий по 14 коп, частным лицам не дороже 30 коп. за кВт/ч.192. Кроме указанной скидки, никаких других выплат в городскую кассу не производилось.
Электростанция Поля была запущена в июле 1909 г. Началу эксплуатации предшествовал целый ряд оценочно-проверочных процедур. Техническую ревизию осуществляла специальная комиссия в составе: Тобольского губернского инженера, заведующего Тюменской телефонной сетью, представителя от городского управления, полицейского пристава первой части города, а также членов товарищества электрической станции. Осмотр и освидетельствование предприятия и сетей наружных проводов показали следующее:
- электромашинное помещение, аккумуляторная и наружная проводка удовлетворяют требованиям инструкции об устройстве и проверке электротехнических сооружений низкого напряжения, утвержденной министром внутренних дел 26 мая 1904 г.;
- нет приспособлений для оказания первой помощи при несчастных случаях;
- отсутствуют схематические чертежи сети магистральных проводов и соединений машин и приборов;
- аккумуляторное помещение лишено вентиляции;
- столбы наружной сети не окрашены и не пронумерованы и ряд других замечаний.
На основании этого, комиссия постановила: электростанцию, по устранению замеченных дефектов, считать удовлетворяющей техническим требованиям и разрешить ее действие.
При этом Тюменская городская власть не спешила менять керосиновые фонари на электрические. Дума в собрании 2 марта 1910 г. решила оставить керосиновое освещение улиц за прежнюю плату от 2115 до 2500 руб., "как это и производится в настоящее время". На запрос Екатеринбургского городского управления управа ответила так: 1) электрическое освещение в городе осуществляет частная фирма "Товарищество Тюменской Электрической Станции"; 2) по улицам установлены керосинокалильные фонари системы Галкина (209 фонарей); 3) электростанция топится дровами; цена на них за однополенную сажень составляет от 3,5 до 4 руб.; 4) электрическая станция действует исключительно для освещения. Тем не менее, если в 1909 г. тюменские улицы полностью освещались керосином, то к 1918 г. соотношение было таким: 420 керосиновых и 118 электрических фонарей.
Следует заметить, что энергобизнес приносил внушительную прибыль. Прибыльность Тюменской электрической станции привлекала к ней новых инвесторов. Капитал предприятия и масштаб его деятельности постоянно изменялись и расширялись. Согласно постановлению местной думы от 14 июля 1910 г., товариществу было выдано удостоверение о том, что городское управление не встречает препятствий к постройке новой электростанции на месте, приобретенном товариществом. Интенсивность развития энергопредприятия привела к тому, что в октябре 1911 г. фирма была преобразована в Тюменскую Компанию Электричества с уставным капиталом 63 тыс. руб. (16 учредителей с вкладом от 2 до 10 тыс. руб.).
Сфера деятельности компании также расширилась: "Эксплуатация действующей в Тюмени электрической станции и принадлежащие к ней сети проводов электрической энергии, развитие электрического снабжения с устройством и открытием новых торговых и промышленных предприятий, могущих иметь вспомогательное значение в деле развития потребления электрической энергии". Кроме того, компания периодически обращалась в управу с ходатайствами о повышении платы за электроэнергию, на что получала неудовлетворительный ответ. С 1 октября 1916 г. электростанция перешла в городскую собственность.
В начале XX в. Тюменские городские дума и управа активно содействовали частным лицам и непосредственно участвовали в строительстве электростанций и организации электрического освещения улиц и мостовых, в чем добились определенных успехов.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru