Заместитель главы администрации Тюмени Максим Афанасьев провел совещание, на котором были заслушаны доводы предприятий общественного транспорта, обратившихся к властям с просьбой повысить тариф на проезд с 22 до 28 рублей.
Как передает пресс-служба администрации, генеральный директор ООО "Караван авто" Евгений Повеликин сослался на инфляцию:
За последний год цена дизельного топлива существенно выросла. Цены на запчасти и масла для транспортных средств возросли также на 10-20% и более, в 2017 году продолжится их дальнейший рост. В связи с принятием поправок в "Закон об ОСАГО" произошло удорожание тарифа по обязательному страхованию ответственности.
Честно говоря, не все утверждения представителя перевозчиков выдерживают проверку. Например, если верить Тюменьстату, то отпускная цена производителей дизтоплива за год не увеличилась, а снизилась - на 0,9%. И это уже вопрос качества управления, по какой цене предприятие заправляет транспорт - по розничной или оптовой. Учитывая, что в городе находится Антипинский НПЗ, при желании власть могла бы посодействовать тому, чтобы все перевозчики заправлялись в одном источнике по единой оптовой цене.
Даже не будем вспоминать "вечнозеленую" тему перевода транспорта на природный газ.
Что касается запчастей, то известно, что некоторые российские заводы (в частности, "Воронежсельмаш") научились необходимые им запчасти распечатывать на 3D-принтерах - так получается и быстрее, и дешевле, ведь мировые цены на сырье снижаются. Подобные услуги в Тюмени оказывает центр прототипирования технопарка: еще в начале марта сообщалось, что он выпускает опытные детали для одного из местных товаропроизводителей. При этом все имеющиеся на сегодня в городе фаблабы испытывают недостаток в заказах. Если бы автоперевозчики сформулировали четкую потребность, то выпуск запчастей частично можно было бы локализовать в областном центре. Тем более, что фаблаб ТюмГУ готов в случае увеличения объема заказов купить 3D-принтер по металлу.
К каким-то немедленным решениям совещание не привело:
Заместитель главы администрации Максим Афанасьев ... дал понять, что составляющие тарифа будут проанализированы, и лишь потом будут приняты решения.
Стремление чиновников не торопиться в этом вопросе правильное. Следует понимать, что повышение цен на некоторые товары/услуги способно усилить инфляцию. К числу таких сфер относится и транспорт. Повышается стоимость транспорта - следом повышается цена на все, что пользуется транспортом. А поскольку транспортом пользуется вообще все?то цены повышаются на все. Затем транспортники обнаруживают, что все кругом подорожало, и опять требуют повысить стоимость транспортных услуг. В итоге закручивается спираль инфляции.
Интересно, что в мире имеется и противоположный опыт. В английской Википедии можно найти список городов, в которых общественный транспорт является... бесплатным. Самым большим и известным из них стал в 2013 году Таллин. Когда только-только было принято решение сделать проезд в эстонской столице бесплатным для местных жителей, российская пресса грозила всевозможными неприятностями:
Те, кто и раньше ездил на автобусах, станут делать это несколько чаще. К ним добавятся бомжи и другие малоприятные субъекты, у которых раньше на покатушки просто не было денег. Уровень комфорта поездки в автобусе понизится, а значит, еще больше людей захотят пересесть в чистый и просторный индивидуальный автомобиль.
По факту ужасные пророчества не сбылись. Спустя полтора года после начала эксперимента "The Village" подвел его первые итоги. Если ранее доходы от продажи билетов покрывали только 32% затрат на общественный транспорт, то за счет увеличения стоимости парковки и налогов от вновь зарегистрированных жителей столицы эту долю удалось поднять до 40%. Заполняемость общественного транспорта увеличилась на 11-12%, а вот автомобильная активность в центре Таллина снизилась на 7%.
Введение бесплатного проезда помогло бы избавиться от некоторых проблем, живо обсуждавшихся на совещании. Как заметил перевозчик Сергей Шулепов,
... водителю зачастую необходимо продавать билетную продукцию и быть вежливым с пассажирами, даже если они сами провоцируют конфликтные ситуации. Многие водители не выдерживают тяжелого графика и меняют место работы.
Мешают быть вежливыми те пассажиры, которые злоупотребляют безлимитными льготными картами. Один из перевозчиков признал, что наладить контроль за тем, чтобы не было злоупотреблений, водителю невозможно. А ведь любые конфликты, возникающие в салоне автобуса, не только отвлекают водителя, но и прямо влияют на безопасность вождения.
Таким образом, если бы проезд стал для всех бесплатным, не возникало бы конфликтов, что не отвлекало бы водителей. Очевидно, что это всего лишь гипотеза, которую чиновники должны рассмотреть наряду с другими предложениями по организации дорожного движения в Тюмени.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru