Проект "Банк данных заработных плат HeadHunter" представляет результаты второй волны исследования о планах российских компаний по оптимизации персонала. На этот раз аналитикам проекта удалось сравнить планы компаний в начале года с реальными шагами к середине весны.
Какова обстановка на рынке в целом?
В целом, ситуация с оптимизацией персонала в первом квартале 2015 года оказалась не такой драматичной, как предполагалось, несмотря на то, что фактически изменения произошли среди большего числа компаний, чем планировалось в январе (на 11%).
На 4% выросло количество компаний, увеличивающих штат, а вынужденных прибегнуть к сокращениям напротив стало на 3% меньше. Увеличилось число компаний, которые проводили изменения не в целом по всей компании, а точечно – только в определенных отделах или по определенным позициям. В начале года такие изменения планировали 13% компаний, а прибегнуть к ним пришлось почти каждой пятой компании на рынке (20%).
В большей степени изменения коснулись сотрудников бэк-офиса. При этом сокращения среди них были более ощутимыми, чем планировалось: 68% против планируемых 53%. Также на 5% компаний больше, чем планировалось, были вынуждены расстаться с производственным персоналом. В январе меньше всего сокращения должны были коснуться отделов продаж, но в итоге этот показатель был превышен на 10%. Наиболее крепкие позиции оказались у менеджмента: оптимизация коснулась руководство меньше, чем ожидалось.
Относительно масштабов сокращений планы компаний воплотились практически без изменений: преимущественно оптимизация персонала проводится в пределах 10%. На 2% больше стало тех, кто провел сокращения персонала на 15-20%.
Что касается увеличения численности, то большинство компаний, как и предполагали, расширили отдел продаж. На 11% больше предприятий, чем планировалось, увеличили штат в производстве, и на 10% больше компаний пополнили менеджерский состав. Увеличение числа рядовых сотрудников офиса произошло в соответствии с планом.
В целом увеличение численности персонала в компаниях показало темпы ниже ожидаемых. Выросло на 6% в сравнении с планом количество организаций, в которых штат сотрудников увеличился в пределах 10%. Показатели более масштабных увеличений численности персонала в реальности оказались ниже на 2-3%.
Какие сферы бизнеса сегодня страдают сильнее всего?
Значительные изменения происходят в сфере телекоммуникаций, в которой число компаний, сокративших штат, оказалось в три раза выше планового показателя (60% против 20%), а число компаний, увеличивающих количество сотрудников, сократилось в четыре раза по сравнению с планом (40% – плановый показатель, 10% – фактический).
Значительные изменения заметны в сфере "СМИ, маркетинг". Планы по росту численности персонала, о которых заявляли 38% компаний, фактически воплотили в жизнь только у 8%. Выросли сокращения –31% участников опроса провели оптимизацию (хотя планировали 23%), точечные изменения по ряду позиций происходят в 38% компаний, хотя в январе о них думали 8%.
На 11% разошлись планы с реальностью по части сокращений и среди компаний в автомобильном бизнесе. Больше трети компаний провели сокращения, хотя в январе их планировала только четверть респондентов.
В каких сферах бизнеса все складывается благополучно или даже лучше, чем ожидалось?
Наиболее успешно складывается обстановка в сфере IT. Доля компаний, увеличивших штат, оказалась практически в четыре раза больше (37% по сравнению с 10% компаний, которые планировали увеличение штата в январе 2015 года), а вот из 39% компаний, собиравшихся уменьшать количество сотрудников, осуществили свои намерения только 10%. Однако немного выросло количество организаций, которые провели изменения в рамках отдельных позиций.
Положительные тенденции наблюдались в медицинской отрасли, среди компаний, оказывающих услуги для бизнеса, а также в сферах добычи сырья, машиностроения и электроники (каждая четвертая компания увеличила штат, хотя планировала каждая десятая).
Практически не разошлись планы с реальностью в сфере строительства (28% компаний планировали сокращения, по факту провели или проведут – 26%).
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru