"Посвященный" – очередной антиутопический фильм, снятый по мотивам культовой для американцев книги "Дающий". Оригинал произведения писательницы Лоис Лоури является обязательным для изучения в средних школах США, Канады и Австралии и повествует об идеальном, но бездуховном и бесцветном мире будущего. Так близко к настоящему, правда? Соотнесите фантастику и реальность в
СИНЕМАПАРК DeLUXE.
У экранизации, как и у книги, не менее занятная и многострадальная история, берущая начало в далёком 1994 году, когда роман только вышел в свет. На протяжении 20 лет длилась настоящая битва между кинокомпаниями, которые поочередно выкупали друг у друга право на экранизацию. В итоге эта битва завершилась победой именитых братьев Вайнштейн, однако эта победа является очень и очень относительной. Фильм потерпел крах в американском прокате, едва покрыв свой небольшой для фантастики бюджет. К тому же он был разгромлен критиками, да и у зрителей особого восторга не вызвал. В связи с этим возникает резонный вопрос: почему же провалился фильм, основанный на такой фундаментальной книге, с такими выдающимися актёрами, да ещё и снятый под патронажем самих Вайнштейнов?
Как вариант, можно предположить, что главная проблема "Посвященного" в режиссере – Филлипе Нойсе, специализирующемся на посредственных боевичках вроде "Солт" и "Власти страха". Однако на этот раз режиссер справился просто великолепно! Фильм получился очень красивым, концептуальным, зрелищным и необычным. Я бы даже сказал, что это визуальный шедевр. Кадры построены очень грамотно, съемочные локации подобраны просто идеально, а игра монохромным и цветным изображением и вовсе завораживает. Стоит похвалить и специалистов, отвечающих за спецэффекты, которые сумели уложиться в очень скромный бюджет и создали на экране целый мир. Радует и саундтрек – воодушевляющая мелодия сладкой Тейлор Свифт. В общем, с технической точки зрения здесь придираться практически не к чему.
В актёрах я ничуть не сомневался. И, более того, шёл в кино исключительно, чтобы понаблюдать за величайшей актрисой всех времен и народов – Мэрил Стрип. Никаких претензий к "оскароносным" Джефу Бриджесу и Мэрил быть не может: они сыграли просто замечательно. Да и остальные актёры были вроде убедительными. Вроде, потому что было во всех актёрских работах что-то странное. Чувствовалось ощущение замкнутого пространства, будто актёрам не дают играть в полную силу. Персонажам не хватило яркости, выпуклости или даже гротескности, так необходимой для жанра фантастики. Здесь нет абсолютного зла, которое хочется ненавидеть. И нет всепоглощающего добра, которому хочется сопереживать. Все персонажи кажутся блёклыми и какими-то однотипными.
И тогда я понял, в чём ключевая проблема "Посвященного". Прав был великий и ужасный Альфред Хичкок, еще полвека назад сказав, что секрет успеха фильма заключается в сценарии, сценарии и еще раз в сценарии. Именно из-за слабого, нелогичного сценария идут под откос старания замечательного актёрского ансамбля, да и всей съемочной группы. Ещё бы! Адаптацией такого сложного, неоднозначного произведения занимались сценарист-дебютант и режиссер-документалист, имена которых вообще никому не известны. В итоге именно нестыковки в сценарии не позволяют этому фильму собрать внушительную кассу, благословение критиков, а Мэрил Стрип – получить свою 19-ю номинацию на "Оскар".
После просмотра я испытал горькое чувство обиды от того, что такая замечательная идея не была реализована на полную мощность, а сложнейшие шестимесячные съемки в Южной Африке были напрасной жертвой. Но в целом фильм интересно смотреть, и, если не обращать внимания на явные сюжетные несоответствия и условности, то от просмотра можно даже получить удовольствие. Я получил.
Кино смотрел Денис Криворот