Выдержки из стенограммы встречи избранного Президента России Дмитрия Медведева с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым (14 марта 2008 года, Москва, Кремль).
Д.МЕДВЕДЕВ: Хотел с Вами две темы обсудить.
Первая из них касается малого бизнеса. Вы знаете, что мы сейчас готовимся к заседанию президиума Госсовета, и в рамках этой подготовки я проводил консультации с Вашими коллегами, с экспертами о том, каким образом развивать законодательство, касающееся малого бизнеса, и снимать те избыточные административные процедуры, которые до сих пор существуют. А их очень много в самых разных местах, и, к сожалению, большинство из них абсолютно непродуктивны. Поэтому я хотел бы услышать Ваше мнение о том, какие из этих процедур следовало бы сохранить, а какие изменить, что вообще нам делать с развитием малого бизнеса в стране, и как эта работа организована у вас, в Тюменской области.
И ещё одна тема, очень важная в контексте подготовки к совершенствованию системы исполнительной власти в стране. У вас достаточно активно и серьёзно идёт работа, связанная с совершенствованием бюджетной сети учреждений. Это элемент исполнительной власти, это, по сути, одно из низовых звеньев, где начинается управленческая деятельность в стране. И в то же время мы понимаем, что она не лишена недостатков.
У нас бюджетная сеть перегружена, к сожалению, сохраняет родимые пятна прежнего подхода к этому явлению. Поэтому мне бы хотелось, чтобы Вы рассказали несколько слов о том, какие меры по усовершенствованию бюджетной сети государственных учреждений Вами принимаются, какие есть предложения по ее оптимизации, особенно в контексте тех предложений, которые мы с вами обсуждали в рамках работы над национальными проектами, совершенствуя и здравоохранение, и образование, и вообще все те социальные сферы, где развернута и существует крупная государственная бюджетная сеть. Это поможет нам при формировании окончательных предложений, направленных на современную систему исполнительной власти в нашем государстве. Пожалуйста.
В.ЯКУШЕВ: Дмитрий Анатольевич, ну прежде чем начать разговор о малом предпринимательстве, буквально несколько цифр, которые, наверное, в целом обрисуют картину, что происходит у нас, в Тюменской области.
Если мы будем сравнивать 2001 год и сейчас, уже на 1 января 2008 года, то количество малых предприятий (пока статистика их считает по старому закону, потому что сейчас уже появилась категория средних предприятий, но учитывая, что закон вышел только в июле 2007 года, поэтому статистика пока нам даёт показатели по малым предприятиям) в Тюменской области выросло более чем в 4,5 раза. Это достаточно серьёзный такой рывок, и общее количество работающих сегодня составляет 38 тысяч человек – это приблизительно около 9% всего экономически активного населения нашего региона. То есть цифра достаточно такая приличная.
И, конечно, мы наблюдаем самый большой рывок создания малых предприятий. Это когда появилась так называемая упрощёнка – это 2002 год: мы переходим на упрощённое налогообложение, соответственно, количество малых предприятий автоматически растёт. При этом, когда мы анализируем вообще деятельность наших малых предприятий, мы строим две кривые и замечаем такую закономерность: чем больше количество малых предприятий, тем меньше безработица. И это конкретно можно продемонстрировать на примере Тюменской области.
Д.МЕДВЕДЕВ: У вас эта работа организована ведь не только в Тюмени, но и в других населённых пунктах?
В.ЯКУШЕВ: И в других населённых пунктах. И в том числе нужно сказать о том, что сегодня, наверное, [работа заключается] в большей поддержке и, наверное, вот в такой работе, связанной и с обучением, и (так уж назовем эту работу) с просвещением (как вести собственный бизнес), и как раз то, о чём Вы говорили – снижение барьеров, и так далее. Потому что там, наверное, люди меньше подготовлены, и всё-таки в мегаполисах люди более активные (наличие вузов и так далее). Это как раз малые города. Поэтому у нас Тобольск, Ялуторовск, Заводоуковск – то есть города с населением 100 тысяч, 70 тысяч населения – там такая же активность на сегодняшний день наблюдается, и малое предпринимательство – оно тоже имеет место быть.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вот это, может быть, неплохая идея – просто съездить в один из относительно малых городов (хотя по европейским меркам они совсем не малые) и посмотреть, как налажена эта работа. Может быть, тогда в одном из упомянутых Вами населённых пунктов мы и проведём заседание президиума Госсовета. Если Вы, конечно, нас пригласите.
В.ЯКУШЕВ: С удовольствием приглашаем, покажем в лучшем виде, как мы это всё организовывали, и, естественно, конечно, будет очень интересно послушать и коллег в президиуме Госсовета, потому что я думаю, что и в других субъектах сегодня существует очень много наработок. Потому что все понимают прекрасно, что, решая вопрос малого бизнеса, мы же не только решаем вопрос увеличения налогооблагаемой базы – мы решаем вопрос занятости, мы решаем вопрос, что семья на сегодняшний день будет иметь, скажем так, человека, который будет приносить в дом достойную заработную плату. Соответственно, это же всё остаётся здесь, на территории, в государстве. Поэтому здесь решается ещё и ряд социальных проблем.
С 2001 года на территории Тюменской области функционирует Фонд поддержки малого предпринимательства. Это не бизнес-инкубатор, потому что он взял только, скажем, часть функций бизнес-инкубатора, и в основном его функции заключались именно в консультировании: как организовать собственный бизнес, как вести себя с налоговым инспектором, как сегодня отвечать на те или иные проверки, как защитить свои интересы в суде и так далее, и так далее. Причём мы создали их во всех муниципальных образованиях без исключения. Это фонд, который создан, и единственным учредителем выступает правительство Тюменской области, но работают они во всех муниципальных образованиях по соглашению с муниципалитетами. То есть здесь мы идём в одном направлении. Все, как говорится, заинтересованы в решении этой задачи.
И вторая задача, которую решает данный фонд, – с 2001 года из бюджета мы выделяли денежные средства, с помощью которых кредитовали малый бизнес. Естественно, что существует серьёзная комиссия из депутатов областных, из депутатов муниципальных, из муниципальной власти и государственной, которая отсматривает те или иные проекты, и под них можно получить кредит, причём кредит под достаточно такую хорошую ставку. Это 2,4% годовых сроком от двух до пяти лет. Но, естественно, проект должен отвечать ряду критериев: это увеличение количества рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы.
Д.МЕДВЕДЕВ: Такая ставка достигается за счёт субсидирования, за счёт фонда или как?
В.ЯКУШЕВ: Да, за счёт фонда. Это достигается за счёт фонда, то есть мы тут пошли на эти вливания, начали смотреть и мониторить ситуацию – насколько мы получим отдачу от этого. Потому что, с одной стороны, мы помогаем интеллектуально, с другой стороны – финансово, то, что нужно сегодня малому предпринимательству. И когда мы увидели, что вот такой рост идёт, поняли, что, в общем-то, двигаемся в правильном направлении. И самое главное что произошло, то есть в 2001-м, наверное, в 2002 году, – мы привыкли: малый бизнес – это как-то торговля, оптово-розничная торговля.
Д.МЕДВЕДЕВ: Ну мы к этому привыкли не в 2001-м, а в середине девяностых годов.
В.ЯКУШЕВ: Да-да, наверное, раньше. И как-то вот с этим всё было связано. Сейчас же ситуация кардинально меняется. Сегодня появляются малые предприятия, которые работают в совершенно других отраслях: это и транспорт, это и связь. Буквально два дня назад мы проводили выставку «Инфотех-2008», где, на этой выставке, были представлены малые предприятия IT-технологий. Этих предприятий было выставлено 280. Я честно говорю, я сам открывал выставку и просто не ожидал такого. Оказывается, сегодня уже в области работают такие предприятия, которые не только производят программы, но и собирают компьютеры. 400–500 машин собирают в месяц компании, в которых работают 20–40 человек.
Д.МЕДВЕДЕВ: Ну это очень хорошо, в то же время Вы отметили, что у вас вклад малого бизнеса порядка 10% в ВРП, да?
В.ЯКУШЕВ: Чуть побольше.
Д.МЕДВЕДЕВ: Чуть побольше?
В.ЯКУШЕВ: 13%.
Д.МЕДВЕДЕВ: 13%. Ну это уже кое-что, тем не менее мы с Вами понимаем, сколько он должен быть.
В.ЯКУШЕВ: Конечно.
Д.МЕДВЕДЕВ: Несмотря на то что у вас развитая, хорошо двигающаяся вперед область, тем не менее по-хорошему это должно быть ну минимум 50% от валового регионального продукта. Поэтому резервы есть, и нужно сформулировать не только для Тюменской области, но и для всех, естественно, наших краев и областей, в целом для страны, предложения по совершенствованию как административных, так и налоговых режимов. И в рамках президиума Госсовета мы тогда это обсудим. И по второй теме тогда сейчас.
В.ЯКУШЕВ: По второй теме. То, что касается наших бюджетных учреждений, нужно сказать, что мы здесь немножко двигались чуть пораньше, и уже с 2002 года у нас практически все учреждения дополнительного образования, дошкольного образования, то есть практически всё то, что не касалось здравоохранения и общего образования, они были переведены у нас в автономные некоммерческие организации. Это дало большие возможности работы автономным некоммерческим организациям, они стали более финансово независимыми, это дало возможность им зарабатывать на дополнительных услугах денежные средства.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вот коллективы спокойно перенесли переход в новый статус? Потому что это же всегда такая психологическая ещё проблема: работал в одной ситуации – тебе предлагают в какой-то автономной там поработать. Кто его знает, чего лишишься в этом случае.
В.ЯКУШЕВ: Дмитрий Анатольевич, коллективы вначале, конечно, как-то к этому так отнеслись, я уж не скажу, что совсем дружественно, но, когда встал вопрос о том, что из автономных некоммерческих организаций нам надо переходить в связи с выходом закона в бюджетное учреждение, переходить уже никто не хотел. То есть люди поняли, что такое…
Д.МЕДВЕДЕВ: Преимущества работы именно в рамках такой формы организации.
В.ЯКУШЕВ: Да-да. Там был один вопрос, который мы пытались каким-то образом решать. Там, к сожалению, для муниципальных служащих не идёт стаж, связанный с Пенсионным фондом. Поэтому вот этот вопрос мы не решили.
Д.МЕДВЕДЕВ: Его нужно решать на каком уровне? На региональном или на федеральном?
В.ЯКУШЕВ: Только на федеральном уровне. Но сейчас мы уже перешли обратно в бюджетные учреждения. Людям это понравилось, потому что там более свободное распределение заработной платы, более свободное распоряжение теми основными фондами, которые они имеют. И они, конечно, старались их максимально загрузить, дабы заработать внебюджетные источники – опять же, улучшая свою материальную базу.
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть, по сути, ведь что произошло? Фонд заработной платы у них остался тот же или даже увеличился…
В.ЯКУШЕВ: Увеличился.
Д.МЕДВЕДЕВ: …а порядок использования фонда заработной платы стал гораздо более гибким,..
В.ЯКУШЕВ: Конечно.
Д.МЕДВЕДЕВ: …позволяющим просто менять и систему оплаты труда и отмечать тех работников, которые вносят наиболее такой реальный, наиболее весомый вклад. Так?
В.ЯКУШЕВ: Конечно. То есть это стало более демократично. Это не единая тарифная сетка. Поэтому здесь люди более заинтересованы, и у нас даже были такие ситуации, потому что мы же размещали, выходили с размещением государственного муниципального заказа. Когда у нас, допустим, на услуги по дополнительному образованию выходили школы, которые имели хорошую материальную базу, хорошие спортзалы, и выигрывали учреждения дополнительного образования в конкурентной среде и предоставляли эти услуги. То есть мы ещё породили такую нормальную, добрую конкуренцию.
Д.МЕДВЕДЕВ: Конкуренцию в бюджетной сфере, что достаточно для нас новое явление.
В.ЯКУШЕВ: Новое явление. Когда вышел закон о бюджетных учреждениях, мы сегодня практически уже на сто процентов провели перерегистрацию, потому что людям это всё знакомо. Никаких противоречий нет, все заинтересованы. Там есть небольшие изменения, но практически система остается той же самой. То есть самостоятельность эта сохранилась, и, когда люди прочитали закон, мы это всё объяснили, процесс регистрации пошел очень быстро, и сегодня мы подходим уже к стопроцентной регистрации всех наших бюджетных учреждений, не трогая систему здравоохранения.
Д.МЕДВЕДЕВ: Проблемы в законах есть какие-то? Если есть, то давайте так договоримся: мы сейчас вот ведём работу по подготовке контуров новой системы исполнительной власти в стране, и, если есть необходимость что-то подправить в законодательстве, дайте предложения, мы тогда подумаем об этом.
В.ЯКУШЕВ: Хорошо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru