О любви, благородстве и жертвенности: рецензия на фильм "Две женщины"

15:20 03 февраля 2015

Экранизация русской классики. Как давно Вы встречали что-нибудь стоящее? Такое, чтобы можно было окунуться в мир писателя, не отвлекаясь на современные вставки, почувствовать себя другим, более чистым, и пожить хотя бы пару часов, но где-нибудь в 19 веке… Такое даже в театре редкость, что уж говорить о кинематографе. И тем большее уважение вызывает смелая попытка режиссера вернуть вымывающееся из памяти ощущение причастности к великой русской литературе. Таким стал и взгляд режиссера Веры Глаголевой на пьесу Ивана Тургенева "Месяц в деревне", драматическую историю "любви, благородства и жертвенности", которой насладились тюменцы в прошедшую неделю в Синема Парк DeLUXE.

Надо сказать, что заглавие кинокартины вовсе не случайно. В апреле 1850 года пьеса Тургенева под первоначальным названием "Студент" была отправлена в Петербург, но не прошла цензуру. По той же причине автор не смог напечатать произведение и под вторым заголовком – "Две женщины". Лишь спустя пять лет, основательно переработав текст, Тургенев, наконец, издал пьесу, назвав ее "Месяц в деревне. Комедия в пяти действиях".

Говорить о сюжете "Двух женщин" – все равно, что оценивать сюжет самой тургеневской пьесы: несмотря на небольшие сокращения и незначительную перестановку оригинальных событий, суть произведения нисколько не изменилась. Лишь финал – смелая и неожиданная идея режиссера – выделяется из общей картины, но не противоречит идее пьесы, а, наоборот, как бы продолжает диалог с самим Тургеневым. В центре сюжета – любовный пятиугольник: богатый помещик Ислаев, его жена Наталья Петровна, молодой учитель их сына Беляев, юная воспитанница Вера и друг семьи Ракитин. Глубокое, искреннее чувство, которое испытывает каждый из них, поражает своей невинностью и в то же время силой, а от того, как разрешаются любовные линии, туманятся глаза. Но нет, это не плаксивая мелодрама для девочек и даже не новые ощущения для пожилых филологов. И пусть далеко не каждому придется по вкусу или окажется под силу такая картина, но это просто кино, снятое так, как должна быть снята экранизация на Тургенева: чисто, искренне и с большой любовью.

Именно такую цель ставила перед собой режиссер "Двух женщин" Вера Глаголева, больше известная как актриса фильмов "Не стреляйте в белых лебедей", "Сошедшие с небес": "Я изначально не хотела заниматься модным нынче осовремениванием классики. Старалась передать максимально точно мир тургеневских героев, дух того времени. Это такой взгляд в прошлое, ожившие картины того времени". Старания режиссера были оценены по достоинству: фильм уже имеет гран-при трех кинофестивалей: "Золотой феникс", "Амурская осень" и "Угра". Нельзя обойти стороной и чудесную работу композитора Сергея Баневича, чья музыка оказалась не просто созвучна картине, а тесно вплелась в её ткань, по словам Глаголевой.

Невозможно не обратить внимание на актерский состав экранизации и, в первую очередь, конечно, на Рэйфа Файнса ("Список Шиндлера", "007: Координаты Скайфолл", "Гарри Поттер"), чье имя было даже вынесено на постер. Разумеется, известный актер превосходно справился с задачей (как он потом отметил, "сыграл самого себя"). Но поражает другое: как человек, далекий от русского менталитета, культуры и литературы смог так чутко передать душевную драму русского дворянина Ракитина, несчастливого влюбленного? И просто огромное уважение вызывает его трепет по отношению к речи своего героя: Файнс выучил русский язык, чтобы самому произносить слова персонажа и проживать вместе с ним его любовь. Интересными были образы и других зарубежных актеров: француженки Сильви Тестю ("Жизнь в розовом цвете") в роли компаньонки Елизаветы Богдановны и немца Бернда Мосса в роли гувернера Шаафа. Невероятно проникновенной оказалась игра русских актеров: Анны Астраханцевой (Наталья Петровна), Александра Балуева (её муж Аркадий Ислаев), Анны Левановой (воспитанница Вера), Никиты Волкова (молодой учитель Беляев) и др.

Картина снималась в живописных окрестностях Смоленска, в имении композитора Михаила Глинки Новоспасское, где доподлинно были восстановлены интерьеры и внешний вид усадьбы в стиле русского классицизма середины 19 века. Реквизит – настоящий антиквариат, собранный из частных коллекций и салонов, костюмы – из натуральных тканей из коллекций старинных английских фабрик. Каждая деталь, будь то головной убор или кресло, перчатки или свеча, точно повторяют реалии того времени, что просто не может не вызывать восхищения даже искушенного зрителя.

Картина Веры Глаголевой "Две женщины" существенно отличается от всего, к чему привык современный кинозритель, а потому в большинстве своем остается как будто незамеченной, неоцененной, может быть, даже невостребованной. Но не сказать о том, какой на самом деле важный шаг – назад в прошлое и одновременно вперед, в культурное будущее – сделала режиссер, невозможно. Ясно понятая классика, тонко прочувствованная драма каждого из героев, любовь к каждой мелочи из их жизни – вот что такое "Две женщины". Тургеневские женщины.

 Кино смотрела Маргарита Пинигина

 

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Декабрь, 2024