Андрей Василевский: "Я в совершенстве владею языком жестов и мимики"

14:40 01 апреля 2015

Главный тренер сборной по хоккею рассказал о тонкостях сурдлимпийского спорта и своей работе с глухими спортсменами. Напомним, Андрей Василевский – в прошлом легендарный вратарь тюменского "Рубина", любимец местной публики 90-х годов, ставший одним из героев "золотого" периода в истории клуба. А сегодня он - глава династии выдающихся хоккеистов. Его старший сын Алексей является защитником уфимского "Салавата Юлаева", а младший Андрей выступает за клуб НХЛ "Тампа Бэй Лайтнинг" и сборную России. В интервью пресс-службе Игр Василевский поделился своими впечатлениями.

- Вы обсуждаете со своими сыновьями игру ваших подопечных? Они следят за ходом Сурдлимпиады?

- Сыновья очень интересуются проходящими играми, даже официальный сайт просматривают раньше меня. Последний раз с Андреем мы виделись в июле. И может быть, в январе я был бы уже в гостях у младшего сына, но в связи с подготовкой к Сурдлимпиаде встречу пришлось отложить. Мы проводили двухнедельные сборы в октябре, декабре, феврале и марте. В мае у меня начинаются занятия в школах вратарей, поэтому ближайшая встреча состоится нескоро.

- С какой регулярностью проходят сборы?

- В спортивном четырехлетнем цикле самые главные для нас соревнования – это Сурдлимпийские игры. Поэтому основные сборы проходят в преддверии именно этих состязаний. А вообще мы ежегодно организуем чемпионат России по хоккею среди глухих спортсменов. Обычно у нас участвует от 4 до 6 команд. Вот там мы и общаемся с тренерами, набираем ребят в будущую сборную.

- До того, как стать тренером, вы ведь и сами выступали за сурдлимпийскую сборную?

- Когда я заканчивал играть в хоккей, со мной связался тренер сурдлимпийской сборной и пригласил участвовать в играх в Швеции. Мы взяли серебряные медали, проиграв канадцам. В 2007 году я также был вратарем сборной России на Сурдлимпиаде. А потом я понял, что надо поставить хоккей на новый уровень. Мне казалось, что мои знания помогут в этом. В 2010 году я стал тренером и работаю с глухими уже пять лет. На тренерском мостике сборной я исключительно на добровольной основе. Тренерский штаб не получает за это деньги. Сейчас я работаю тренером вратарей в клубе "Салават Юлаев". Раньше было сложно совмещать, но сейчас все понимают, что я не чужой человек в мире инвалидов по слуху. Я вырос в семье глухих, и родители дали мне все необходимое в жизни. Сейчас я сам хочу помогать глухим.

- Вы вратарь и тренировали игроков именно в этом амплуа. Вам приходилось сталкиваться с трудностями при формировании команды, в частности, нападения и защиты?

- Хоккей – это командный вид спорта. Во время игры каждый дополняет друг друга. Поэтому так или иначе я имел общее представление о работе игроков линий защиты и атаки. Я не стыжусь того, что не знаю всех тонкостей, например, игры в неравных составах. Но я не стесняюсь спросить у самих ребят, у коллег-тренеров в Уфе, у своих помощников. Мы вместе составляем план нагрузок. Это наша командная работа.

- В чем особенность работы с глухими спортсменами?

- Поскольку я вырос в семье глухих, живу среди них, я привык к этому. Для меня нет никакой разницы в работе со слышащими и глухими спортсменами. Но на самом деле она существует и заключается в восприятии информации. Если этих ребят не тренировать постоянно, то у них притупляется ориентация в пространстве на секунду или две. В хоккее эти секунды очень важны. Отсутствие звука ребята компенсируют за счёт зрения, именно поэтому сигналы судьи подаются с помощью световых лент или софитов.

- Если в обычном хоккее тренер может скомандовать "Смена!", то как это происходит в вашей команде?

- Ребята знают, что смена длится около минуты. Тем, кто находится на скамейке, я даю знать, что пора меняться. Игроки передают команду своим партнерам по звену и встают. Для игроков на льду – это знак "Время смениться". То есть лишних движений на скамейке быть уже не может. Просто так игрок не встанет, иначе это может ввести в заблуждение хоккеистов на льду.

- Как вы даёте установки перед игрой?

- Я в совершенстве владею языком жестов и мимики. Я начал говорить только в пять лет, а до этого молчал. Поэтому этот язык мне хорошо знаком. Все, что я думаю и говорю, я могу выразить на языке жестов. Если появляются какие-то новые или иностранные слова, если для слова нет определённого жеста, а это в хоккее бывает часто, перехожу на ручную азбуку. Чтобы зарядить команду на матч, приходиться проводить примеры из истории и собственной карьеры. Перед решающими играми хочу напомнить ребятам о том, что в этом году мы празднуем 70-летие Великой Победы над фашизмом. Уверен, это даст необходимый эмоциональный заряд.

- Когда вы узнали, что Сурдлимпийские игры 2015 пройдут в России, это стало дополнительной мотивацией?

- Я бывал в Ханты-Мансийске. Друг пригласил меня сыграть матчи, которые были посвящены открытию Ледового дворца. И я был уверен, что именно этот город сможет принять игры. Здесь есть все необходимые спортивные объекты. Поэтому я всеми силами способствовал тому, чтобы эти игры состоялись и прошли в России. Для нас это важно! В преддверии Сурдлимпиады мы получили полную экипировку команды. Если раньше игроки искали форму своими силами, брали на прокат, что-то привозили тренера из Москвы, то сейчас я с уверенностью могу сказать, что здесь мы экипированы лучше всех. Все мои пожелания в преддверии этих игр были выполнены на сто процентов.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024