Технологии тюменских ученых предлагают использовать в космосе

15:36 14 мая 2016

Ученые из лаборатории фотоники и микрофлюидики Тюменского государственного университета и британского университета Лафборо разработали новый метод удаления частиц с поверхностей различных материалов. Его можно использовать для очистки оптики или на борту летательных аппаратов.

Статью исследователей опубликовали в журнале Journal Colloids and Interface Science. Суть метода заключается в том, что на поверхность, загрязненную частицами, наносится тонкий слой смачивающей жидкости. Затем туда направляется сфокусированное излучение лазера, которое вызывает разбегание жидкости из места падения луча. В результате возникающие в жидкости течения подхватывают с поверхности мельчайшие частицы загрязнений и уносят их из нагреваемой зоны. При этом максимальная температура нагрева поверхности не превышает 80 градусов Цельсия, что позволяет использовать технологию для очистки деликатных термочувствительных поверхностей.

Ученые предлагают использовать эти наработки в том числе для очистки оптических компонентов приборов и в различных экспериментах на борту летательных аппаратов, моделирующих невесомость. Эффективность данного метода в рамках экспериментов достигала 95%.

Отметим, в настоящее время для очистки деликатных поверхностей используют методы лазерной абляции – взрывного теплового расширения материала частиц или взрывного кипения тонкой пленки жидкости под действием лазерного излучения. Однако возможности этого способа ограничены, поскольку мощные световые импульсы способны разрушить саму поверхность.

Как рассказала руководитель проекта с российской стороны, доцент кафедры радиофизики ТюмГУ Наталья Иванова, удаление частиц микро- и наноразмеров с рабочих поверхностей – важная научная и техническая задача. Часто такие поверхности находятся в труднодоступных местах, а также чувствительны к механическому, химическому и тепловому воздействию, и потому требуют особых методов очистки.