Андрей Степанов: "Многие дети не могут дождаться понедельника, хотят скорей вернуться в детский сад"

14:00 18 октября 2013

По данным городского департамента образования, в детские сады Тюмени этой осенью пошли 37 тысяч детей. Многим из них посчастливилось пойти в новые современные и капитально отремонтированные дошкольные учреждения, кого-то эта радость ожидает в течение ближайшего года. Благодаря масштабной программе по развитию инфраструктуры дошкольных учреждений в Тюмени удалось минимизировать проблему очередей для трехлетних детей. Кроме того, снят вопрос нехватки педагогических кадров в детских садах.

О текущей ситуации в системе дошкольного образования в Тюмени корреспонденту ИИ "NewsProm.Ru" рассказал директор городского департамента образования Андрей Степанов.

- Андрей Эдуардович, сколько детских садов в Тюмени и в каком они состоянии?

- В областном центре работают 94 детских сада. Но если обратить внимание на нумерацию, то последний из открытых детсадов идет под номером 185. Такое несоответствие обусловлено следующими моментами: ряд ветхих учреждений закрыты, а их номера вышли из обращения.

Кроме того, в городе проведена масштабная реструктуризация, в результате которой 2-3 небольших садика объединялись в одну структуру. Причина проста: в более крупном образовательном учреждении рациональнее используются средства и ресурсы. В процессе укрупнения мы сократили численность административно-управленческого и вспомогательного аппаратов.

Таким образом, появляются новые возможности использования материально-технической базы, упрощаются взаимоотношения с подрядчиками по вопросам содержания и ремонта зданий. На более выгодных условиях можно договариваться с поставщиками продуктов питания: чем крупнее опт, тем дешевле. В итоге и поставщик выбирается более крупный, более надежный, с необходимой санитарной базой. А вопрос качества имеет первостепенное значение – речь ведь о здоровье детей.

Более крупному садику удобнее сотрудничать с партнерами и в сфере развлечений. К примеру, в одном из самых больших детских садов нашего города, у заведующего детским садом № 50 Екатерины Викторовны Вешкурцевой сложились хорошие партнерские отношения с театрами, и приглашение артистов укладывается в тот бюджет учреждения, который для этого предусмотрен.

Также укрупнение расширяет возможности работы по повышению квалификации персонала. Есть обратная сторона – руководитель крупного дошкольного учреждения должен обладать серьезными управленческими компетенциями. Но здесь, как говорит выше упомянутая Екатерина Викторовна, "наши проблемы должны перейти в разряд наших задач".

- Все ли в порядке с соблюдением норм безопасности в дошкольных учреждениях?

- За последнее время в этом направлении сделано очень многое. И мы ощущаем большую поддержку правительства Тюменской области, которое финансирует капитальные ремонты и масштабные работы по приведению учреждений в соответствие различным нормативам. В итоге очень серьезно укрепилась материальная база. Надо помнить, что в последние годы ужесточились пожарные, санитарные нормы. К примеру, в каждой группе должен быть пожарный выход, четко прописаны все характеристики пожарных лестниц и многое другое. Сейчас серьезные требования предъявляются к медицинским кабинетам. Повторюсь, проделана большая работа.

- Очереди в детские сады еще сохраняются?

- Проблема полностью пока не решена. Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, это по-своему замечательно – значит, рождается больше детей. А рост населения, как мы знаем, один из ключевых показателей социального здоровья города и региона. Если же говорить о том, что делается для решения этого вопроса, то есть несколько направлений. Первое - создание дополнительных мест в уже существующих учреждениях. И такая возможность есть. У нас работает программа, по которой до конца года мы откроем еще около тысячи мест в действующих детсадах.

Еще один путь – открытие отделений дошкольных учреждений в школах, в которых есть для этого возможности. Пример – школа № 3 в районе ДОКа "Красный Октябрь". Здание там большое, а детей школьного возраста в этом районе сейчас немного. В итоге была использована отличная возможность на базе среднего образовательного учреждения создать условия для групп дошколят. И сейчас это отделение пользуется очень большим спросом. Таких школ у нас в городе уже около 15. Добавлю, что в Тюмени закрываются детские дома в виду распределения воспитанников в приемные и замещающие семьи. На базе 4 бывших детдомов после капитального ремонта открылись новые дошкольные учреждения. Еще 2 здания, которые раньше были детскими садами, возвращены в муниципальную собственность и возобновят работу по изначальному профилю после ремонта.

Наконец, продолжается строительство новых детских садов. И этот путь основной для решения проблем нехватки мест, прежде всего в новых быстрорастущих микрорайонах. Еще год назад было тревожно за микрорайоны "Восточный", "Тюменский". Но сейчас там произошли кардинальные перемены. Я уже говорил о том, что открылся новый садик № 185 – в жилом комплексе "Малахово". Больше 400 ребятишек из одного из наиболее проблемных районов получили в свое распоряжение роскошнейший садик. Под детский сад переоборудовано помещение центра "Мария", который взамен получил новый офис. Сейчас в бывшем здании центра идет интенсивный ремонт, в итоге к Новому году мы сможем сформировать там 14 групп вместо нынешних четырех. Таким образом, в микрорайоне МЖК проблема нехватки мест будет снята.

В октябре будут завершены все работы по обустройству крупного дошкольного учреждения в микрорайоне "Тюменский". Уже оформляются документы, подбирается педагогический коллектив. Интенсивно строится детский сад в микрорайоне "Восточный-2". Это будет такое же современное и масштабное учреждение, как детсад № 183 на ул. Радищева. Кроме того, открылся детсад на ул. Эрвье в Заречных микрорайонах, где места получили более 100 ребятишек. В 3-м Заречном, рядом с 94-й школой, строится большой детский сад на 260 мест, который, как мы надеемся, откроется весной 2014 года.

Сегодня в нашем городе все дети от 3 лет имеют возможность посещать детский сад. Однако географически учреждения рассредоточены по районам неравномерно. В итоге возникают ситуации, когда родители не могут найти место ребенку в садике в своем районе. К примеру, в тех же Заречных, в Восточном, на Доме Обороны. Но при этом есть места в садах в центре города. Мы пытаемся найти для жителей наиболее приемлемые варианты с точки зрения логистики. Кто-то соглашается, для кого-то это неудобно. В итоге по факту место есть, но воспользоваться такой возможностью для семьи бывает проблематично. Конечно, идеальная ситуация – это когда вышел из дома – а напротив детский сад. Но так, увы, получается не всегда.

- Не является ли это следствием того, что с развитием социальной инфраструктуры в новых микрорайонах город несколько опоздал?

- С одной стороны да, с другой, как верно отмечал губернатор Владимир Якушев, мы не можем на этапе строительства микрорайона просчитать потребность в количестве мест в дошкольном учреждении. Можно промахнуться с масштабом и построить либо слишком большой, либо слишком маленький детский сад. Поэтому оптимальный вариант, который озвучил в одном из интервью глава региона, это когда микрорайон заселился, потребность определилась, после чего возводится здание на заранее зарезервированном участке. Такой алгоритм и должен работать в дальнейшем.

Но, повторюсь, географическое несовпадение потребностей населения и расположения дошкольных учреждений полностью ликвидировать практически невозможно. Однако это не снижает важности всей той работы, проделанной в рамках программы по развитию инфраструктуры, на которую выделяются колоссальные средства. Как мы подсчитали, создание места для одного ребенка обходится бюджету в миллион рублей. А если взять смету капитального ремонта, это цифра может быть и больше. Зато в итоге мы имеем великолепные новые и отремонтированные детские сады, где не просто все красиво и ярко, но создается замечательная развивающая среда. Когда посещаешь эти сады - просто зависть берет, сам бы ходил (смеется).

- Сейчас еще обсуждается тема о приеме в дошкольные учреждения детей двухлетнего возраста.

- Около полутора тысяч детей посещают ясельные группы. Но всех детей этого возраста мы, к сожалению, принять на данный момент не можем, не везде есть ясельные группы. И реакция на уровень рождаемости не может быть мгновенной, развитие инфраструктуры всегда требует времени. Мы понимаем, что есть общественный запрос на решение этих проблем, и пытаемся его удовлетворить по мере возможности.

Например, сейчас есть возможность встать в электронную очередь в детский сад через портал Gosuslugi и отслеживать свой статус в этой очереди. Все стало намного прозрачнее, нет кулуарности при распределении мест.

- По своему опыту могу заметить, что, несмотря на наличие очереди, группы бывают не заполнены.

- С посещаемостью детских садов действительно есть проблема. Порой в группы не ходят до четверти ребятишек. Есть как объективные, так и субъективные факторы. Одно дело, когда ребенок пропускает по болезни, особенно в первый год посещения, когда идет процесс адаптации. Но все чаще возникают ситуации, когда неработающие мамы записывают ребенка в детский сад, а водят его туда, когда им понадобится, но часто оставляют дома. Нередко мамы пишут на интернет-форумах: "Девочки, не водите детей, говорят, будет эпидемия". В итоге по списку в группе 25 детей, по факту – 15. И при этом мы обсуждаем проблему очереди. В нашей среде даже шутка есть о том, когда в садиках 100-процентная посещаемость - в период проведения новогодних детских утренников.

Поэтому я хочу обратиться к родителям: если у вас нет желания и необходимости постоянно водить ребенка в детский сад, переведите его в группу кратковременного пребывания, чтобы семья из числа очередников, которая в этом действительно нуждается, получила возможность определить своего ребенка в детский сад. Согласитесь, подчас от этого зависит судьба семьи. Кто-то платит ипотеку, кто-то рискует потерять работу...

- Когда я ребенком ходил в детский сад, воспитатели позволяли себе грубо обращаться с детьми, даже рукоприкладствовать. Как воспитательный процесс, атмосфера в детском саду изменились с тех пор?

- Педколлективы детсадов нацелены в первую очередь на создание для детей максимально комфортных условий и обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку. По словам самих родителей, многие дети порой просто не могут спокойно выходные пережить – хотят скорей вернуться в свою группу. Сегодня воспитатели и сказки сами для ребятишек сочиняют, и игровой процесс творчески организуют. При таком отношении ребенок будет с удовольствием посещать детский сад.

При этом надо помнить, что люди есть люди. Конечно, искренне хотелось бы верить, что в детских садах сегодня ведется безупречная работа. Сегодня созданы благоприятные условия для работников образовательной сферы. Мы в этом плане живем в счастливом регионе – власти области разработали обширный комплекс социальных мер для педагогов, воспитателей, представителей отрасли в целом. Помимо достаточно высокой заработной платы, педагоги имеют возможность решить свои жилищные проблемы. Эти меры дают поразительные результаты.

Еще два года назад у нас был дефицит педагогов, сегодня практически нет ни одной вакансии воспитателя в детских садах города. Сотрудники дорожат своим местом работы, возвращаются опытные воспитатели. В таких условиях этику поведения, в которой во главу угла ставится уважительное общение с детьми и их родителями, прививать намного легче. Ну, а то, что мы призываем обращаться с детьми только через ласковое слово, через поощрение любых успехов, это естественно.

Важно еще, что в масштабах страны прекратилась разноголосица в программах обучения в дошкольных учреждениях. Раньше во что бы то ни стало надо было к школе научить ребенка читать, считать, теперь все эти вещи регулируются федеральными государственными требованиями к программе обучения в детском саду. По этим требованиям не должно быть копирования школьной программы, когда детей усаживают на урок, чтобы ребятишки 30-40 минут сидели, сложив руки на партах. Главный вид деятельности ребенка в детсаду – это игра. И все должно преподноситься через игру. Пожалуйста, реализуйте развивающие программы, но они должны содержать высокую двигательную активность, должны быть интересны и познавательны для ребенка.

Значительно важнее, чем навыки чтения и письма, вопрос правильной социализации детей. Ребенок должен научиться вести себя в коллективе, слышать взрослого, научиться понимать, что у любой игры, шалости есть разумные границы. А развитие его талантов уже происходит через индивидуальный подход, никто не должен тянуть всех детей к определенной планке знаний и способностей. Не будем забывать, что у детей разные возможности здоровья, интеллекта, кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. Роль воспитателей здесь ключевая.

Родители доверяют воспитателям самое дорогое, что у них есть. И естественно, что мамы и папы хотят понимать, что происходит в детском саду. Если ребенок утром теребит их: "Пойдемте скорей в садик, там весело, там здорово" - то, наверное, родители будут счастливы. К этому мы ведем наших учителей и воспитателей, и видим, как педагоги стремятся учиться и развиваться в этом направлении.

Беседовал Есен Абилькенов

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024