Физики заглянули в душу Солнца

15:55 31 августа 2014

После десятилетий поисков физики наконец подтвердили существование низкоэнергетических нейтрино - элементарных частиц, которые практически не взаимодействуют с видимой материей. Это является прямым доказательством теории о том, что ядра Солнца и других звезд производят большое количество таких нейтрино.

Частицы являются продуктом первого шага ядерной реакции, обеспечивающей сияние светил, сообщают "Вести".
Зафиксировать приборами низкоэнергетические частицы чрезвычайно трудно. Солнечные нейтрино, имеющие большую энергию, были обнаружены ещё в 1960-х годах, но те, что появляются на свет в ходе протон-протонных реакций, ускользали от взора учёных до настоящего времени. Теперь же специалисты проекта Borexino смогли обнаружить нейтрино, сопровождающие протон-протонную реакцию в ядре Солнца, с помощью одноименного детектора, расположенного под километром известняковых пород с низкой естественной радиацией в национальной лаборатории Гран-Сассо в районе города Л'Аквила, Италия.

Обнаружение детектором Борексино низкоэнергетических электронных нейтрино является достижением эпохального масштаба. "Нейтрино – наш единственный шанс заглянуть с Земли в недра Солнца. Те нейтрино, что формируются в момент слияния двух протонов и их превращения в дейтерий, особенно сложно изучать. Обнаружить эти частицы сложно, так как они обладают относительно низкой энергией и их можно спутать с теми нейтрино, что выделяются в ходе реакций распада радиоактивных ядер на Земле", – рассказывает Андреа Покар (Andrea Pocar) из университета Массачусетса.

С помощью детектора "Борексино" можно осуществлять наблюдение за всем спектром нейтрино разных энергий. Детектор может измерять поток низкоэнергетических нейтрино с погрешностью 10%, будущие эксперименты могут сократить этот показатель до 1%. Возможно, тогда будет совершено открытие новой физики и будут разрешены многие вопросы, например, загадки темной материи.

Научная статья об обнаружении низкоэнергетических нейтрино была опубликована в журнале Nature.