Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) 2 сентября 2008 года завершила рассмотрение дела в отношении ОАО «Газпром».
Дело было возбуждено по заявлению ЗАО «Транс Нафта», которому ОАО «Газпром» отказало в доступе к газотранспортной системе (ГТС) для транспортировки газа потребителям Республики Татарстан (Набережно-Челнинским и Нижнекамской ТЭЦ).
ФАС России установила, что ЗАО «Транс Нафта» на основании заключенных договоров поставки газа с ООО «ГазЭнергоКомплекс», обратилось в ОАО «Газпром» с заявкой на доступ к ГТС в связи с планируемой поставкой газа с января по 31 декабря 2008 года в объеме 268,08 млн.куб.м для предприятий ОАО «Генерирующая компания» - Нижнекамских ТЭЦ и Набережно-Челнинской ТЭЦ.
Затем, в связи с увеличением поставки газа в адрес указанных потребителей в тот же период времени на 500 млн.куб.м ЗАО «Транс Нафта» направило очередную заявку в ОАО «Газпром».
Вместе с тем, из трех возможных вариантов решения по результатам рассмотрения данных заявок (предоставить полный доступ к ГТС, частичный доступ или отказать в доступе к ГТС), ОАО «Газпром» выбрало последний, сославшись на неуказание ЗАО «Транс Нафта» объемов поставки газа по конкретным потребителям, а также на несоответствие топливного режима Набережно-Челнинской ТЭЦ фактическому газопотреблению, что, по мнению ОАО «Газпром», может привести к невыборке газа и его оседанию в ГТС.
ФАС России установила, что решение об отказе в доступе к ГТС было принято по основаниям, не предусмотренным Положением о доступе независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром». Более того, в нарушение указанного Положения, решение об отказе в доступе к ГТС ЗАО «Транс Нафта» было принято ОАО «Газпром» при наличии свободной мощности ГТС для транспортировки газа, документально подтвержденной газотранспортной организацией ОАО «Газпром» - ООО «Таттрансгаз» в объеме, превышающем заявленный ЗАО «Транс Нафта».
Как было установлено в рамках дела, указанный ЗАО «Транс Нафта» к транспортировке и поставке объем газа (768,08 млн.куб.м) как по отдельным заявкам, так и в совокупности, не превышает топливный режим, установленный для Набережно-Челнинской ТЭЦ, а в заявках ЗАО «Транс Нафта» были указаны места сдачи газа потребителю.
Ранее, в 2006 и 2007 году ОАО «Газпром» при аналогичных обстоятельствах уже предоставляло доступ ОАО «Русская газовая компания» в объеме до 1 208,292 и до 683,4 млн.куб.м, соответственно, для транспортировки и поставки газа в адрес Нижнекамских и Набережно-Челнинской ТЭЦ.
В то же время было установлено, что между ОАО «Генерирующая компания» (владельцем упомянутых ТЭЦ) и ЗАО «Татгазинвест», входящим с ОАО «Газпром» в одну группу лиц, действует договор поставки газа, в соответствии с которым годовой объем поставки газа на Набережно-Челнинскую ТЭЦ превышает установленный для данной ТЭЦ топливный режим.
Отказывая ЗАО «Транс Нафта» в доступе к ГТС по обеим заявкам (на 268,08 и 500 млн.куб.м) на указанных выше основаниях, ОАО «Газпром» тем не менее предоставил доступ к ГТС его контрагентам - компании «ГазЭнергоКомплекс» в объемах, эквивалентных второй заявке ЗАО «Транс Нафта» (500 млн.куб.м) в период с апреля по 31 декабря 2008 года. При этом ООО «ГазЭнергоКомплекс» приобрело газ у ЗАО «Транс Нафта», а конечным поставщиком газа стала компания «Татгазинвест».
В нарушение установленных сроков, решение по заявкам ЗАО «Транс Нафта» были приняты ОАО «Газпром» с задержкой в 40 и 30 дней соответственно.
По итогам анализа материалов, представленных сторонами и лицами, участвующими в деле, заслушав объяснения сторон по делу, ФАС России подтвердила факт того, что ОАО «Газпром» экономически и технологически необоснованно препятствовало доступу ЗАО «Транс Нафта» на рынок поставки и транспортировки газа в Республику Татарстан, а также поставило ЗАО «Транс Нафта» в неравные условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку и транспортировку газа в Республику Татарстан, в том числе входящими с ОАО «Газпром» в одну группу лиц.
По итогам рассмотрения дела ФАС России признала ОАО «Газпром» нарушившим антимонопольное законодательство.
Решение и предписание по делу в установленном порядке направлены сторонам и лицам, участвующим в деле.
Принятие решения по факту злоупотребления доминирующим положением является основанием для наложения штрафа в размере от 1 до 15% суммы выручки правонарушителя на соответствующем рынке за год, предшествующий нарушению, в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru