Выход на международные рынки - вопрос амбиций местных брендов

11:00 17 апреля 2014
Традиционный форум "Франчайзинг. Регионы", который состоялся 16 апреля в Тюменском технопарке в третий раз, уже приобретает международный масштаб, об этом заявил исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. Он напомнил, что хотя это третий форум в Тюмени, мероприятия, связанные с развитием регионального франчайзинга, проводятся здесь уже пятый год.

"Сегодня, когда мы обсуждаем новые пути импортозамещения, развития российского бизнеса и его выхода на международную арену, региональный франчайзинг приобретает особую значимость, - сказал Юрий Михайличенко. - В том числе активно развиваются практически во всех регионах тюменские компании, и многие задумываются о том, что пора бы уже переходить на международные рынки. При этом мы смотрим не только в сторону запада, для нас открыт и крупнейший азиатский рынок. Поэтому даже в рамках сегодняшнего форума мы можем обсудить то, как выводить успешные тюменские бренды не только в соседние регионы, но и в другие страны и таким образом повышать конкурентоспособность российской экономики".

Напомним, III Всероссийский форум-выставка "Франчайзинг. Регионы" собрал около 40 франчайзеров из различных регионов страны и более 700 гостей, инвесторов, субъектов бизнеса и органов власти различных уровней, а также представителей муниципалитетов юга области. Участников поприветствовали губернатор Тюменской области Владимир Якушев, зампредседателя Тюменской областной думы Виктор Рейн.

Свои франшизы потенциальным партнерам представили известные местные бренды: сеть кофеен "Максим", компании "Денова", "Покровский", "Арсенал+", "Этажи", "Кванта+" и другие, а также крупные региональные, федеральные и зарубежные компании, такие как SPAR, SUBWAY и так далее.

"Бояться выхода на международные рынки не надо, - продолжает Юрий Михайличенко. - Механизм на самом деле достаточно прост и вопрос здесь лишь в мотивации компании. Если она достаточно амбициозна и понимает выгоды от экспансии на новые рынки, она обязательно этим воспользуется. Посмотрите на крупные иностранные компании: SUBWAY, McDonald's, 7-Eleven, Wal-Mart, которые стали транснациональными корпорациями. Их основной капитал формируется из роялти и кэш-фло от международных представительств. И России тоже пора обратить внимание на франчайзинг как на канал притока инвестиций в страну. Многого для этого не надо: грамотно оформить интеллектуальную собственность, выдержать конкуренцию, а интересных идей у нас достаточно. Надо просто собрать наши ведущие компании на рынке франчайзинга и продвигать единым фронтом".

По мнению Михайличенко, необходимо проработать механизм продвижения российских франшиз за рубеж, как это уже сделали даже в Бразилии, Мексике и ряде других стран, и заручиться государственной поддержкой. "Зарубежные коллеги по Международному Совету по франчайзингу нас в этом поддерживают, поскольку они заинтересованы во взаимном продвижении иностранных брендов в нашей стране, а российских - на внешних рынках", - отметил Юрий Михайличенко.

Из российских компаний Михайличенко привел в пример бренд "Экспедиция", которая продает товары в 50 стран мира: "В компании поняли, зачем им это надо, а мы дали им те инструменты, которые позволяют продвигаться", - пояснил Юрий Михайличенко.

Участник выставки, ялуторовский предприниматель, член молодежного крыла "ОПОРА России" Алексей Сахаров, открывший по франшизе магазин "Экспедиции", рассказал, как удается развивать такой проект в условиях небольшого города с невысоким уровнем платежеспособности населения: "Мы запустили торговую точку в декабре прошлого года, в канун праздников показали хорошие продажи. Однако затем наступил некоторый спад. И мы приняли решение переформатировать продажи под наши реалии, согласовав это с нашим головным партнером, - рассказал Алексей Сахаров. - Вместо полноценного павильона мы в своем магазине по продаже компьютерного оборудования сформировали стенд "Экспедиции" как отдела сопутствующих товаров. Этот формат удобен практически для любых торговых предприятий - подарки и сувениры могут успешно соседствовать с самыми разными группами товаров. Проходимость в нашем магазине высокая, поэтому и результаты неплохие".

При этом Алексей признал, что для запуска франшизы в небольших населенных пунктах (численность населения Ялуторовска около 40 тысяч) необходимо более детально анализировать местный рынок и потребности жителей. "Чем меньше город, тем больше рисков промахнуться. Скажем, какой-нибудь SUBWAY пойдет, а с более специфичным проектом можно и провалиться. Не последнюю роль играет и стоимость франшизы. Когда порог входа в "Экспедиции" снизился с 600 до 300 тысяч, мы решили, что такой суммой готовы рискнуть".

Менеджер по маркетингу и коммуникациям холдинга "Партнер", представляющего интересы компании SPAR Western Siberia, Оксана Гатауллина сообщила, что по итогам участия в форуме год назад российское представительство сети SPAR сделало вывод о перспективах продвижения франшизы в нашем регионе. "На сегодня в Тюменской области работают 10 магазинов сети, в том числе два - по франчайзингу, - рассказала Оксана Гатауллина. - В мае откроется гипермаркет в Новом Уренгое. И мы планируем продолжить открытие точек по франшизе. Кроме того, внутри компании "Партнер" магазин "Пчелка" на ул. Малыгина будет ребрендирован в SPAR. К 2015 году это ожидает и все остальные магазины холдинга "Партнер", работающие под брендами "Пчелка" и "Мосмарт".

По словам Оксаны Гатауллиной, у запуска по франшизе есть ряд преимуществ: "Это маркетинговая поддержка, наличие договоров с поставщиками, помощь в обучении персонала, в том числе партнеров в малых городах, которые могут приезжать на стажировку в Тюмень, - сказала представитель SPAR на форуме. - В обучении участвуют эксперты из Москвы и зарубежных стран. Лозунг компании: "Все мы стремимся к сотрудничеству". А от такого сотрудничества выигрывают все".

Впервые на тюменском форуме свой стенд представила федеральная сеть универсамов "Пятерочка" одного из крупнейших ритейлеров страны Х5 RETAIL GROUP. "К Тюмени сегодня большой интерес, поскольку руководство области оказывает серьезную поддержку малому бизнесу и в частности развитию франчайзинга, - рассказывает начальник управления франчайзинга сети универсамов "Пятерочка" Андрей Кондратюкин. - На мой взгляд, франчайзинг - прекрасная возможность для регионов поддержать местных предпринимателей. У нас серьезные планы в этом регионе. В ближайший год-два надеемся открыть около 20 торговых точек сети "Пятерочка". Уже летом откроется франчайзинговый магазин в Ишиме: сейчас идет ремонт помещения, заказывается оборудование. Также мы находимся в процессе переговоров с рядом объектов в Тюмени. Судя по тем показателям, которые демонстрируют здесь наши собственные магазины, у франшизы в Тюменской области очень хорошие перспективы". Андрей Кондратюкин добавил, что срок запуска универсама "Пятерочка" после подписания соглашения с франчайзи составляет порядка трех месяцев.

Из тюменских проектов среди постоянных участников выставки обратил на себя внимание Торговый дом "Покровский". Компания из родного села Григория Распутина разрослась до сети из 9 собственных магазинов (4 из них в Тюмени и 5 в Ярковском районе), двух кафе и 19 торговых точек на рынках. "Покровский" реализует франшизу в двух форматах магазинов: с торговыми залами от 60 до 150 кв.м. и от 150 до 450 кв.м. "По условиям франшизы паушальный взнос и роялти отсутствуют, - рассказала заместитель директора торгового дома Валентина Гожаева. - Основное требование к франчайзи - приобретение нашей продукции, при этом выкладка на полке должна составлять 60% в каждой товарной группе: мясные полуфабрикаты, консервы и молочная продукция. В остальном франчайзи самостоятелен в выборе. Мы лишь рекомендуем поставщиков, но не навязываем их". В планах компании - экспансия в Тобольск, Голышмановский, Аромашевский районы.

"Мы готовы поддерживать развитие франчайзинга. Сегодня уже налажен такой механизм, когда предприниматели обращаются в различные институты по поддержке малого бизнеса, им в том числе даются рекомендации по приобретению франшиз. Так что технология отработана и эффективна", - заявил Владимир Якушев.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Ноябрь, 2024