В Общественной палате РФ обсудили, как бороться с мошенниками и телефонным спамом

07:17 02 марта 2024

Как минимизировать число нежелательных звонков и контактов с мошенниками, говорили участники общественных слушаний "Противодействие мошенничеству и недобросовестному распространению реклaмных сообщений по номеру мобильного телефона", которые состоялись на площадке Общественной палаты РФ 28 февраля, сообщает пресс-служба организации.

Модератор мероприятия, член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий указал на лавинообразный рост числа реклaмных сообщений на мобильные номера, а также на кратное увеличение объема средств, похищенных у граждан при использовании средств связи в последние годы.

"Корень проблемы и в случае мошенничества, и в случае распространения нежелательной рекламы в том, что у нас в широком доступе оказываются персональные данные. Базы данных запросто продаются в интернете, и прозвоны осуществляются на десятки тысяч номеров. Вследствие этого россияне теряют время и деньги", — отметил он.

Участники мероприятия согласились с необходимостью ужесточения ответственности за утечки персональных данных. Такие законопроекты уже внесены в Государственную думу. Один из них вносит поправки в КоАП РФ и устанавливает оборотные штрафы за утечку персональных данных, а второй — вводит уголовную ответственность за незаконное хранение и распространение персональных данных.

В настоящее время компании в отсутствие серьезных санкций готовы скорее заплатить штраф за утечку, нежели вкладываться в обеспечение информационной безопасности, прокомментировал главный эксперт по информационной безопасности АО "Лаборатория Касперского" Сергей Голованов.

Расследование хищений персональных данных осложняется тем, что коммерческие организации, исполняющие функции операторов данных, зачастую скрывают факты утечек и самостоятельно принимают меры к возмещению вреда и локализации ущерба, отметил заместитель начальника Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России Сергей Ерохин.

"В связи с этим предлагаем освобождать от уголовной ответственности руководителей компаний, которые не скрывают следы утечек и сообщают о них", — заявил он.

По словам Сергея Ерохина, при совершении мошенничества главным инструментом остается социальная инженерия. Звонки поступают с территории иностранных государств, преимущественно Украины, через организованные кол-центры, количество которых в общей сложности достигает тысячи.

В 2023 году мошенниками было похищено около 15,8 миллиарда рублей посредством 1,16 миллиона банковских операций. Еще 34,8 миллиона операций банки заблокировали, тем самым сохранив гражданам 5,8 триллиона рублей. Такие цифры привел директор департамента информационной безопасности Банка России Андрей Выборнов.

"У всех банков должны быть механизмы выявления операций, которые совершаются без согласия клиента. Мы очень внимательно за этим следим. У крупных банков показатели антифрод-систем очень высокие — более 97 процентов эффективности", — пояснил он.

По словам представителя Банка России, антифрод-процедуры необходимо внедрять в кредитные конвейеры, так как именно в этом направлении сегодня наиболее активны мошенники.

"Злоумышленники заставляют жертв брать кредиты, в основном в микрофинансовых организациях. Целесообразно закрепить в законе возможность применения периода “охлаждения”, когда организация может приостановить выдачу кредита, подозревая, что клиент находится под влиянием мошенника", — предложил Андрей Выборнов.

С ним согласился начальник отдела правового обеспечения и судебной практики центра правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП "Главный радиочастотный центр" Николай Веселихин.

"Количество обращений от граждан, на которых мошенники оформили кредит, с каждым годом увеличивается. Недавно к нам обратился житель Екатеринбурга. Мошенники взломали его аккаунт на госуслугах и подали около 40 заявок в микрофинансовые организации. 17 из них на сумму более 200 тысяч рублей было одобрено. Нам удалось договориться с частью организаций об аннулировании кредитов, другие договоры были оспорены", — рассказал Николай Веселихин.

Заместитель директора фонда "За права заемщиков" Алла Храпунова предложила возложить ответственность за мошеннические кредиты на микрофинансовые организации, которые их выдают.

"Человек не должен сам ходить и доказывать, что кредит был оформлен не им. Пусть микрофинансовые организации доказывают обратное либо аннулируют договор", — считает Алла Храпунова.

Тему нечистоплотности микрофинансовых организаций в своем выступлении затронул заместитель председателя Брянской областной думы Виталий Беляй. Он рассказал, что регионом был подготовлен и внесен в Госдуму законопроект о введении штрафов до одного миллиона рублей за распространение через мобильную связь рекламы кредитов без указания условий, которые определяют их полную стоимость. Законопроект уже прошел первое чтение.

Заместитель директора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России Айсалу Бадягина напомнила о важности повышения грамотности россиян в сфере личной информационной безопасности, а также рассказала о работе платформ "Антифрод" и "Антифишинг". Первая система позволяет блокировать вызовы, производящиеся с подменного номера, а вторая — пресекать работу фишинговых сайтов.

Кроме того, было указано, что операторы связи предлагают дополнительную защиту от мошенников и навязчивой рекламы, которая включает в себя блокировку спам-звонков, отслеживание кредитной истории, а также утечек персональных данных. Представитель департамента цифрового бизнеса Банка ВТБ Александр Савинов предложил ответственным лицам рассмотреть возможность предоставления подобных услуг гражданам бесплатно.

По словам заместителя начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Андрея Логошина, каждая третья жалоба граждан относительно нарушения закона "О рекламе" касается спам-звонков. С целью противодействия этому явлению ФАС и крупнейшие операторы связи в 2021 году подписали меморандум по противодействию голосовым вызовам, совершенным с нарушением требований законодательства. Пользователи могут передать заявление в адрес операторов через сайт ФАС. Оператор связи, получив жалобу, проверяет информацию и блокирует номер спамщика.

Участники отметили, что главная проблема такого подхода — необходимость подачи обращения по каждому конкретному номеру, тогда как номера отправителей рекламы постоянно меняются.

Как считает директор по работе с органами государственной власти ПАО "ВымпелКом" Виталий Недыхалов, проблемой остается распространение в России серых симкарт, не привязанных к конкретному физическому лицу.

"Думаю, пришло время верифицировать все сим-карты через портал госуслуг, а также законодательно ограничить количество сим-карт, передаваемых одному клиенту", — заявил он.

В завершение мероприятия Владимир Винницкий попросил оформить все прозвучавшие в ходе слушаний предложения и направить в адрес Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК.

"На их основе мы подготовим рекомендации, которые будут направлены в адрес органов государственной власти", — подытожил модератор.

 

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024