С 7 по 19 августа на территории Надымского района (Ямало-Ненецкий автономный округ) по заказу Службы по сохранению, использованию объектов культурного наследия ЯНАО работали специалисты омского Фонда сохранения объектов археологии.
Основной задачей археологов было выявление объектов, памятников 501 стройки, их исследование и разработка документации по дальнейшему сохранению и использованию.
Как сообщает информационно-аналитический комитет администрации района, Михаил Гизбрехт и Алексей Казанцев изучили отрезок стройки, проходящий по территории Надымского района, вдвоем они прошли более 156 так называемых мостовых переправ, не приспособленных для транспортировки, четыре крупных лагеря, сохранившийся рабочий поселок. Самым сложным в этой экспедиции, по словам археологов, были погодные условия: первые 6 дней они шли под проливным дождем, ползком перебираясь по разрушенным мостовым переправам, проверяя свои альпинистские навыки. Тяжелым испытанием стали и комары.
Археологи отмечают, что большая часть полотна железной дороги пришла в негодное состояние. Часть обследованных строений ушла в болото или была разрушена в ходе пожара.
Интерес исследователей вызвал так называемый базовый лагерь на 453 километре, а также объект в 40 километрах от Надыма, которые сохранились немного лучше, чем остальные.
История 501 стройки вызывает большой интерес у жителей Надымского района и Ямала, она имеет важное значение для сохранения историко-культурного наследия России. До сих пор научной паспортизации этого объекта не проводилось. По результатам большой работы, проведенной омскими археологами, будет составлена документация, часть материалов по договоренности с управлением культуры администрации Надымского района, вполне возможно, поступит в пользование экспозиции Надымского музея истории и археологии.
Справка:
Строительство железной дороги Салехард - Игарка, более известной, как Мертвая дорога, считают одним из грандиозных проектов ГУЛАГа. Трасса должна была пролегать вдоль Полярного круга, в условиях вечной мерзлоты и имела стратегическое значение. Подобно Транссибу, она должна была связать отдаленные районы Севера Сибири, богатые полезными ископаемыми, с промышленно развитыми регионами страны. Стройка была засекреченной и имела номера: №501- №503. В мае 1953 года, вскоре после смерти Сталина, было принято решение стройку закрыть.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru