Ученые института транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета помогут в освоении Бованенковского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе.
Заведующий кафедрой "Сооружение и ремонт нефтегазовых объектов" института транспорта ТюмГНГУ Вадим Иванов побывал в столице Ямала и встретился со специалистами компании "Надымгазпром", занимающегося освоением крупнейшего газоконденсатного месторождения, сообщили корреспонденту интернет-издания "NewsProm.Ru" в отделе по связям с общественностью транспортного института.
Он предложил газовикам новое изобретение ученых института транспорта - метод прокладки трубопроводов с помощью понтонов, выполненных из композитных материалов. Полное название проекта – "Технология нежесткой дорожной одежды из композитных модулей, с несущими свойствами понтона для укладки трубопроводов всех типоразмеров и для проезда строительной и транспортной техники".
Почти год группа специалистов кафедры СРНГО трудилась над разработкой, специально созданной для суровых условий Западной Сибири, территория которой изобилует болотами. По словам Вадима Иванова, заболоченность достигает 50-60%, а это значит, что обычной спецтехнике - бульдозерам, вездеходам - путь открыт далеко не на все участки, где необходимо прокладывать трубопроводную трассу. Предложенная технология идеально подойдет для труднопроходимых болот 2-го и 3-го типов, самых вязких, глубоких и наполненных водой.
На первый взгляд идея не нова, говорит Вадим Иванов, металлические понтоны всегда широко использовались военными для переправки оборонной техники через водные преграды. Особенность в том, что ученые кафедры предлагают понтоны из композитных материалов - высококачественных полимеров, которые прочны, легки, не подвержены коррозии и могут служить более полувека.
На нескольких понтонах закрепляется труба, по которой впоследствии пойдет углеводородное сырье. Платформы выстроены таким образом, чтобы одновременно использовать их и в качестве дороги, по которой доставляется дополнительное оборудование для монтажа трубопровода.
Возможность сооружения дорог особо заинтересовала газовиков, подчеркнул Вадим Иванов. "На Бованенковском месторождении первая проблема – отсутствие временных и постоянных дорог. Те автомобильные трассы, которые строились ранее, достаточно быстро разрушаются из-за болотистых условий. А передвижение буровых установок от куста к кусту необходимо. Трудность в том, что в районе освоения - ягельный покров, нарушение которого приводит к необратимым процессам, покров не восстанавливается длительное время, появляются водотоки, ручьи, эрозия почвы.
Использование средств на воздушной подушке там практически невозможно - пески мелкие и пылеватые. Поэтому понтонный способ может стать наиболее оптимальным для решения дорожной проблемы. В процессе общения с заказчиками, возникло предложение на базе наших конструкций создавать так называемые инвентарные дороги, по которым в случае аварий на трубопроводах можно быстро доставлять ремонтную технику к месту ЧП.
Понтонная дорога рассчитана на нагрузку в 60 тонн. Сейчас мы будем работать над увеличением грузоподъемности до 120-150 тонн - таково предложение "Надымгазпрома". Любопытно, что наша опытная мини-модель прошла испытание на плавучесть в одном из НИИ Сочи, более того, нас заверили, что наши понтоны смогут выдержать волновую нагрузку на море и даже шторм до 4 баллов", - отметил Вадим Иванов.
По его словам, первоначальным заказчиком проекта является ОАО "Газпром", на научные изыскания было выделено 8 миллионов рублей. В ближайшие полгода планируется изготовить промышленный образец дорожной одежды и провести ее испытания. Усовершенствованием занимаются молодые аспиранты под руководством профессоров ТюмГНГУ Вадима Иванова и Аслана Закураева, разработкой уже заинтересовались не только на Ямале, но и в Нижневартовске и Нефтеюганске (Ханты-Мансийский автономный округ).
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru