Сегодня в России отмечается день гибели легендарного атамана, покорителя Сибири Ермака. В ночь на 6 августа 1585 года в излучине Иртыша, при впадении в него реки Вагай отряд Кучума напал на небольшую группу казаков, возглавлявшуюся основным атаманом. В короткой жесткой схватке Ермак был ранен ударом копья в горло и утонул. Легенда сообщает, что одет он был в царский подарок и так и ушел в воды реки в царских доспехах.
Знаменательную дату казачество Тюменской области будет отмечать в воскресенье, 10 августа. Как пояснил атаман станичного Тобольского казачьего общества есаул Виктор Трушников, в деревню Погост Вагайского района в рабочий день многие казаки не смогли приехать, поэтому решено было собраться в выходной. К месту гибели легендарного атамана, где сейчас установлен Памятный камень и крест, соберется около 150 казаков из шести станиц Южно-Тоболького общества.
Здесь состоится молебен памяти павших казаков, после которого пройдет присяга молодых казаков, награждение лучших и казачий круг.
Памятные места в Тюмени и Тобольске остались без особого внимания общественности. Каких-либо мероприятий в городах не проходит. Единственная памятная дата о человеке, с которого началась российская история Сибири и продвижение православия в Сибирь по-прежнему проходит тихо и незаметно.
Напомним, что в Тюмени на стыке улиц Ленина и Республики в Историческом сквере установлен освященный православными крест Ермаку. А в Тобольске недалеко от стен Кремля разбит сад Ермака, в котором стоит 16-метровый мраморный обелиск атаману. Обелиск был установлен еще в 19 веке по распоряжению императора Николая I. В этом году постамент обелиска был отреставрирован и принят проект реконструкции сада, разработан даже его дендрологический план. Полностью сад преобразится в 2009 году.
Кстати, в Сургуте местные казаки установили в 2005 году памятник атаману, тогда как там легендарный казак никогда не был. Установить монумент покорителя Сибири хотели и православные тюменцы. Тюменское благочиние Тобольско-Тюменской епархии по благословлению Владыки Димитрия в 2002 году выступило с такой инициативой. Была даже предложена скульптура атамана работы скульптора Забелло 19 века. Мастер выполнил скульптуру по просьбе царской семьи. Его планировалось поставить в столице России, но так и не получилось. Тюменцы предлагали в композицию монумента включить часовню и искусственный водоем, символизирующий реки, по которым в Сибирь шли струги атамана. Однако проект не был поддержан городской думой, так как татарская общественность города и района выразила протест установке памятника, отметив, что "памятник станет клином, вбитым между русскими и татарами в Тюменской области".
Несколько легенд о Ермаке
Волшебный курган
Одна из первых легенд гласит о том, как воины Кучума и Маметкула до рассвета расстреливали из луков тело Ермака, вынутое из вод Вагая, где он утонул, спасаясь бегством от внезапно напавших на казацкий лагерь туземцев. К ужасу татар, все это время кровь из него лилась, словно из живого человека. Оставленное лежать в степи на три дня тело атамана не подверглось тлению, а хищные птицы не смели клевать кровоточащий труп. Напуганные небывалым зрелищем, та¬тары похоронили Ермака согласно своим древним обычаям под высоким курганом на старинном Бегишевом кладбище.
Однако, как повествуют предания, поверженное грозное божество, каким считали туземцы Ермака, продолжало насылать на них свои кары. Так, будто бы на протяжении многих ночей над курганом стоял яркий огненный столб, и всякий, кто приближался к нему, падал замертво.
В один из дней после погребения Ермака, по преданию, в тех местах случилось страшное землетрясение. Из разверзнувшейся земной тверди хлынула огненная река, от которой местному населению пришлось спасаться бегством. Чтобы успокоить дух грозного божества, старейшины племен устроили богатую тризну у Епанчинских юрт, на которой было принесено в жертву, как следует из древних летописей, «тридцать быков, десять баранов, десять скакунов и пять рабынь чадобской чуди».
Вплоть до конца XVIII века не только у татар, кайсаков, калмыков и прочих коренных народов Сибири, но и у русских поселенцев большой удачей считалось заполучить землю со знаменитого Ермакова кургана у Епанчинских юрт. В тобольской казачьей летописи говорится: «Егда же аз мал и утробою болен и Даша мне земли сего могилы пить здравявихся до ныне». В те годы землю со знаменитого кургана подсыпали в постель роженицам и больным, вешали амулеты с землей на шею детям. Чудотворный глинозем брали с собой охотники и торговцы, путешественники и воины, считавшие, что сила и удача великого атамана в этом случае пребудут с ними.
Панцирь атамана
Другая легенда о Ермаке связана со знаменитым панцирем атамана, под тяжестью которого он и ушел в пучины вод Вагая. Предание гласит, что после похорон Ермака один из панцирей, находившихся на теле атамана, достался сподвижнику Кучума Кайдаулу, другой же нечестным путем перешел к «неясачной — воровской — самоеди», где и бесследно пропал. По мнению татар, панцирь Ермака обладал чудодейственной силой, оберегавшей в бою, придавал невероятные силы и звериную храбрость. По словам одного из поздних обладателей панциря калмыцкого тайши Аблая, «Бе бо Ермакова тела и от платья чудотворение, болезненным исцеление, родительницам и младенцам на отогнание недугов, на войне и в промыслах удачу».
Со знаменитым панцирем Ермака связано много кровавых историй. Многие воеводы сибирских народов желали обладать им, готовые заплатить за кольчугу любую цену. Известно, что у Кайдаула, перешедшего на русскую службу и оказавшегося в начале XVII века в Томске, панцирь Ермака был украден, после чего оказался у калмыцкого тайши Байбагула. Вскоре Байбагул был предательски убит, и на некоторое время следы Ермаковой кольчуги затерялись. Затем, в тридцатых годах XVII века, разразилась война между племенами западной ивосточной самоеди, оспаривавших право обладания панцирем Ермака. Незадолго до военного похода на Казахскую орду панцирь оказался у калмыцкого воеводы Аблая, который, как он считал, помог ему одержать победу над превосходящим во много раз войском киргиз-кайсаков. Позже кольчуга попала в руки томского воеводы, затем оказалась в Москве у князя П.И. Шуйского. В настоящее время это удивительное творение русских мастеров-оружейников, дарованное царем Иваном IV Ермаку перед знаменитым походом, хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Подарок старца
Еще одна легендарная история связана с кольчужной рукавицей Ермака. По преданию, прыгая в воды Вагая, Ермак взмахнул рукой, боевая рукавица слетела с его длани и попала в самую гущу наступавших татар, «побив зело много народу». Долгое время о кольчужной рукавице ничего не было известно, пока в 1963 году ее не принес иркутскому историку и археологу ТС. Бровкину житель Иркутска Д. Ганин. Ганин сообщил, что эта старинная вещь появилась в его семье от деда, воевавшего в армии адмирала Колчака и расстрелянного большевиками в 1924 году. Он же поведал ученому семейное предание о том, как рукавица Ермака по¬явилась у белогвардейского адмирала. В 1919 году в одной из деревень Омской губернии, где остановился белогвардейский штаб, Колчаку вдруг явился седой ста¬рец в белых одеждах. Он будто бы вручил адмиралу довольно странную металлическую рукавицу, ослепительно сверкавшую в лучах утреннего солнца, и велел беречь «пуще собственной жизни оберег Ермаковой десницы», после чего вдруг исчез, словно провалившись сквозь землю. О странной встрече Колчак рассказал своей жене и нескольким военачальникам. Как гласила семейная легенда, с этого времени отступавшая армия адмирала вдруг стала одерживать победы одну за другой. В короткий срок им удалось захватить огромную территорию Сибири от Томска и юга Алтайского уезда до самого Иркутска. По воспоминаниям, Колчак никогда не расставался с кольчужной рукавицей Ермака. Частенько, случалось, выходил, надевая ее на руку, на соколиную охоту. Незадолго до своей гибели Колчак передал рукавицу деду Д. Панина, который, оставив ее жене, попытался прорваться с отступавшими частями армии на восток...
Археолог Т.С. Бровкин очень заинтересовался редкой вещицей. Он сделал попытку по архивам найти какие-нибудь сведения о кольчужной рукавице, однако ее прошлое так и осталось для него тайной. А однажды, примерно через год после встречи ученого с Д. Паниным, рукавица, хранившаяся все это время в квартире Бровкина, бесследно пропала. Незадолго до этого ему во сне привиделся седой старик в сверкающих белоснежных одеждах, на руке которого была надета как раз та самая Ермакова рукавица...
Через тридцать шесть лет после тризны по Ермаку у Епанчинских юрт первый сибирский митрополит Киприан созвал в Тобольске первый сход казаков, среди которых были и те, кто ходил со своим покойным атаманом на Кучума. По повелению митрополита с тех далеких лет в соборной церкви Тобольска стали петь вечную память павшим в боях за Сибирь, а в сибирских городах начали вести собственные сибирские летописи, за четыре столетия придавшие образу смелого казацкого атамана ореол величия, легендарной силы и благородства.
Марина Антонова
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru