Александр Замыслов: Посидите и подумайте, а мы вас поснимаем

17:00 04 октября 2017
Фото Татьяны Аудучинок
Продолжение: Главное - не забраковать шедевр

С телевизионным продюсером, академиком Международной академии телевидения и радио, членом Гильдии неигрового кино и ТВ Александром Замысловым мы познакомились в пресс-центре международного кинофестиваля "Ноль Плюс" во время перерыва на кофе между просмотрами. Конечно, я не могла упустить возможность поговорить о документальном кино со знающим человеком.

- Что такое документальное кино сегодня и какая у него задача? 

- Задач сразу несколько: показать людям мир, рассказать о героях и обстоятельствах, событиях, побывать на которых зритель не может. Документальное кино, безусловно, несёт образовательную функцию, но как у любого кино, у него так же есть и развлекательная задача.

- В таком кино больше внимания уделяется научной сфере? 

- Нет, не только. Мы достаточно условно делим документальное кино на жанры: обучающий фильм, научно-популярный фильм и так далее. Важно, чтобы фильм был интересен аудитории и имел документальную основу, а про что он будет — про путешествие человека на лодке, муравьев или атомные бомбы — совершенно не важно.

- Эксперты считают, что сейчас истинное документальное кино - редкость, и оно должно быть записано на скрытые камеры, иначе становится жанром художественного. Что вы думаете по этому поводу?

- Я считаю, что это порочно. Нужно понимать разницу между фильмом и судебной хроникой. Вот судебная хроника должна сниматься пошагово, неважно, интересно это или неинтересно. Здесь уместна съёмка со скрытых камер, потому что важна беспристрастность, фиксация самого действия. Но судебная хроника не предназначена для публичных просмотров. Это такая узкоспециальная вещь, служащая для установления истины. В документальном кино задача сводится к тому, чтобы рассказать о событиях из жизни героев, и сделать это увлекательно. Документальное кино — это не подглядывание через замочную скважину. Это действие, подчиненное логике режиссера, автора фильма. Но, в отличие от игровых фильмов, его нельзя выдумать и спровоцировать. Да, мы просим: "А вот сейчас посидите и подумайте, а мы вас поснимаем" или "Вот здесь пройдите, как будто вы нас не видите". Герои настоящие? Настоящие. Он сделал то, что он обычно делает? Да. Для того, чтобы это снять, мы погружаем его в обстоятельства умышленно, однако от этого кино не становится художественным. Когда мы говорим "документальное кино", мы имеем в виду, что событие и герои являются не вымышленными, а настоящими, все, что с ними происходит, происходит в реальных обстоятельствах, но там везде есть воля автора. И в момент съемки, когда мы говорим герою: "А теперь пройдите сюда и сделайте это", он проходит и делает так, как делает это в жизни.

- Почему такие фильмы не показывают в кинотеатрах?

- Показывают, просто мало… В России утрачена традиция ходить в кинотеатры на документальные фильмы, потому что их часто показывают по телевизору. Но за границей я нередко натыкаюсь на большие премьеры, которые идут в широкий прокат.

- А существует детское документальное кино? С какого возраста детям стоит его смотреть?

- Это вопрос скорее не про возраст ребёнка, а про адаптацию кинематографа к детскому сознанию. Здесь на фестивале мы смотрели фильмы и поняли, что если фильм про дядю на лодке ужать до семи минут, и рассказать эту историю более доступным и увлекательным языком, то дети бы с радостью его смотрели (речь идет о фильме "На веслах: Испания – Мексика" - прим. автора). Дети могут понять, что есть такая страна Испания, есть люди, которые плавают без какой-то конкретной практической цели вокруг света, что бывают штормы, большие и маленькие корабли, что вода соленая. Многого они ещё не знают, и им нужно это в доступной увлекательной форме рассказать. В игровом кино есть всякие "ералаши", а в документальном, детей незаслуженно обходят. Хотя я уверен, что они с радостью бы его смотрели. Это серьезно расширило бы их кругозор и их мир.

- Какие фильмы могут показывать в школах?

- Форма, сложность подачи материала, глубина его проработки и хронометраж должны быть адаптированы под возраст ребенка. Это нормальная ситуация для любого экранного аудиовизуального жанра. Быть ориентированным на зрителя.

- Кино помогает в понимании школьных предметов?

- Безусловно. Хоть все и сопротивляются, считая, что кино противопоставляет воспитание развлечению. А я считаю, что развлечение не имеет отрицательных коннотаций. Важно и нужно развивать и воспитывать — развлекая и увлекая. Развлечение — это же некая возможность в простой форме передать человеку сообщение, о чем бы оно ни было: о литературе, о морально-этических нормах и так далее. И взрослых, и детей нужно заинтересовывать. Например, объяснить ребёнку, что такое вулканы, гораздо эффективнее, прибегнув к видео, – это проще и интереснее, чем заставлять ученика на уроке географии это все "зубрить". Сегодняшние дети — визуалы, и чем больше визуальных точных привязок мы будем давать детям, тем успешнее будет образовательный процесс.

- Какие из представленных фильмов на показе вы бы показали своим детям?

- "Бриллианты для моих муравьев". Там очень трогательные герои и интересные снимки этих насекомых. Такой добрый, теплый фильм. И даже ты, взрослый человек, понимаешь, что муравьи – это такой микрокосмос. Это очень интересно.

- Как вы можете охарактеризовать кинофестивальное движение в России?

- Пока как хаотичное. Оно не структурировано, не отстроено, ему и лет не так много. Вот знаете, когда в 90-х стало появляться много частных вузов, со временем те, что были созданы для извлечения прибыли, для продажи дипломов, умерли. Вот с фестивалями та же самая история. Остаются на плаву только фестивали, интересные публике, профессиональному сообществу. У фестиваля должна быть безупречная репутация, чтобы на него ездили приличные люди.

- Вы отправляли когда-нибудь свои фильмы за границу? Выигрывали что-нибудь?

- Да, конечно отправлял. Последний раз — в конце сентября в Сербию. В прошлом году в Нью-Йорке выиграл какую-то премию.

- А зачем вам награды, которые вы даже не помните?

- Я же на самом деле не за наградами езжу. Если б я за наградами ездил, то конечно бы помнил. Главное, что ты можешь осуществить тот самый непосредственный контакт с аудиторией. Для меня важно увидеть живых людей, как они смотрят: их реакцию, эмоции, отношение к моему фильму.

- Ваши работы пока только на телевидении. Хотели бы снять кино для показа в кинотеатрах?

- Наверное, да, но я не ставил перед собой такой задачи. Знаете, меня все время спрашивают: "Почему вы не снимаете игровые фильмы?". И люди, которые предлагают это сделать, удивляются моему отказу. Потому что это мечта любого режиссера, кроме, наверное, меня, чтобы к тебе пришли и сказали: вот деньги, есть сценарий, есть возможность взять хороших звезд в кастинг, есть полное ощущение, что ты должен это снять. Но нет, я пока не чувствую себя таким режиссером.

А я хочу когда-нибудь увидеть в кинотеатре фильм Александра Замыслова. Потому что уверена, что этот фильм получится интересным и очень симпатичным — таким же, как его автор.

 

Виктория Медведева

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

, 2017