Владимир Орел: "Сцена не терпит слабаков!"

16:35 05 ноября 2014

Уровень культуры Тюмени стремительно растет с каждым годом . Теперь практически все жители столицы Сибири могут найти себе отдых по душе: выставки, концерты, кино, спектакли… И самое главное, что многое из этого (конечно, кроме кино) уже не гастрольный труд столичных артистов, а наше, тюменское искусство, которое создают интереснейшие личности и талантливые люди, о которых еще не успели написать в Википедии. Именно о таком человеке мы и хотим вам рассказать. Итак, сегодня мы побеседуем с режиссером Тюменского драматического театра, председателем отделения Союза театральных деятелей и вторым Народным артистом РФ Владимиром Орлом.

Владимир Васильевич, расскажите о том, как вы стали актером.

Я вырос в украинской деревне, поэтому ни о каком театральном институте знать не знал. Но активно участвовал во всяких кружках детской самодеятельности, ездил в соседние села, давал концерты с другими ребятами. А когда задумался, кем становиться после школы, – растерялся. Учительница по литературе посоветовала идти в актеры, и я начал готовиться: совсем немного успел позаниматься в драматическом кружке, там мне подобрали басню, стихотворение, монолог (который я потом читал на вступительных экзаменах). А поскольку я жил под Киевом, то поехал туда на консультацию в театральный институт им. Карпенко-Карого. Само это слово – институт – было для всех нас страшным, немыслимо, чтобы деревенский парень туда поступил. Более того, я знал, что не поступлю, поэтому успел договориться на киевской киностудии работать осветителем. Но, когда я увидел красивых, городских киевлян, каким-то шукшинским чутьем я почувствовал фальшь, мне все это жутко не понравилось. Поэтому поехал в Харьков. Там зарабатывал крайне мало, да и те деньги я промотал - очень любил мороженое. Писать телеграмму родителям, чтобы выслали денег, не мог. Пришлось занять у ребят три рубля, а до Киева, куда я решил вернуться, билет стоил шесть, и, когда мне нужно было выходить, прикинулся спящим и так доехал до столицы. И поступил. Отделение – артист драматического театра.

Что вы открыли для себя, поступив в институт?

Если честно, я не очень понимал, как я учусь и тем более как я играю. А сейчас так и считаю: артист не должен быть на сцене рациональным. Мыслить, конечно, нужно, но главное – эмоции. Если говорить откровенно, то хватит пальцев на руках, чтобы перечислить роли, за которые мне не стыдно. И то, что у меня они получились – это целиком заслуга режиссера. Вообще это моя основная позиция: спектакль провальный – виноват режиссер. Я сам поставил несколько пьес, в скором времени, наверное, опять к этому приступлю, и если не получится, то это будет только моя вина. Взял актеров – учи.

Скажите, как получилось, что вы приехали в Тюмень и остались здесь работать?

После института меня оставляли в Харьковском театре Тараса Шевченко. Там играли мои педагоги: Евгений Бондаренко, Валерий Ивченко… Удивительные артисты. Но я не остался. По натуре я очень мягкий человек (хотя на сцене наглый: она не терпит слабаков), поэтому согласился ехать с однокурсником в театр имени Ленинского Комсомола. И вы не поверите: театр снял нам гостиницу "Ленинград", под окном "Аврора", все за счет театра! И мы неделю так жили.

Там тогда работал режиссер Геннадий Опорков. Он нам так и сказал: мол, сейчас мне некогда, так что походите по репетициям, по спектаклям, посмотрите, а потом поработаем. Нам нужно было приготовить какой-то спектакль. В то время в театрах очень переигрывали, шел так называемый "нафталин", а Опорков старался найти правду – и показывал "бормотальный реализм", который казался нам невероятно скучным. А мы как раз совсем недавно посмотрели "На всякого мудреца довольно простоты" в театре Вахтангова: и мы берем – и копируем! Ума-то, сами понимаете, полное отсутствие тогда было… Всем, кстати, очень понравилось, очень, но доиграть они нам не дали: не "по формату" было наше исполнение.

В итоге я начал свою творческую деятельность в Луганском театре. У меня были жуткие проблемы с говором: даже сами режиссеры утверждали, что слушать меня было просто невозможно. И один из них, Олег Ефремов, посоветовал мне менять среду – срочно уезжать в Россию. Тогда я уехал в Томск, где поработал просто в замечательном театре. А потом судьба забросила в Тюмень. Попросту говоря, меня купили: пообещали квартиру, большую зарплату. Я тогда и не знал этот город, а когда приехал – ужас! Как я жалел, что согласился… А сейчас ничего!

Владимир Васильевич, а есть у вас любимые "тюменские" роли?

Мне нравится работать в "Дуэли", играю Самойленко. Во-первых, это Чехов – потрясающая драматургия, классика. Во-вторых, ставит очень хороший режиссер – Олег Куликов. Не стыдно за роль в "Академии смеха". Ну а больше и не знаю, мало у меня по-настоящему качественных и любимых ролей… Да такого и не бывает, наверное, чтобы каждая была лучшей.

Может быть, есть в вашей практике случаи, когда вы забывали текст? Если да, то как можно выйти из такого положения?

Однажды на одном юбилее мне предложили сыграть бенефис в честь именинника. Мы пригласили режиссера Александра Горбаня, который привез нам пьесу Патрика Зюскинда "Контрабас" – моноспектакль. Я согласился на это с большим трудом. Текст, вроде бы, выучил, но дня за три до сдачи спектакля вдруг падаю в оркестровую яму и получаю сильный ушиб. Премьеру отложить было нельзя. Пришлось играть на уколах. Моноспектакль – это до того сложно… Когда есть партнер, ты можешь от него "отталкиваться", а здесь есть только ты и зал. Было ужасное нервное напряжение, да еще эти уколы. Я начал плавать в тексте и даже не совсем понимать, что я вообще говорю. И, знаете, что я сделал? Это было потрясающе! Подхожу к рампе и кричу: "Дайте свет!" Зритель не понимал совсем ничего: продолжается спектакль или нет? И я прямо на сцене говорю, что не могу больше, ухожу на пенсию. За кулисами актеры и режиссер меня успокаивали, зал хлопал – решили попробовать еще раз. Выхожу, начинаю играть и скоро понимаю, что опять вру. Как-то я все-таки "вырулил". Но это было слишком страшно! Зато после спектакля на сцену вышел один зритель и сказал: "Именно ради таких моментов, когда вырывается живой актер и когда видно, какая он личность, мы ходим в театр на премьерные спектакли. За любой блестящий спектакль отдам сегодняшний “Контрабас”!"

Владимир Васильевич, вы часто присутствуете на различных конкурсах актерского мастерства, сидя при этом в кресле жюри. Какие советы дали бы молодому актеру?

Станиславский сказал однажды замечательную вещь: "Играть надо проще, легче, веселее". Я знаю, что точно не должен быть виден пот. Артист должен трудиться, но это должно быть изящно, легко, его потуги нельзя видеть зрителю.

Вы наверняка, как и любой человек искусства, любите читать. Какого писателя можете назвать своим любимым?

Могу сказать точно, что лучше русской классики я не знаю. Гоголь, в первую очередь. Пушкин. Достоевский, конечно… Я, кстати, сыграл однажды Свидригайлова. Хотел Порфирия Порфирьевича, а получил Свидригайлова. И, знаете, я теперь даже и не понимаю, зачем мне нужен был этот следователь – такой классный Свидригайлов получился!

А есть ли хобби, не связанное с театром?

Хожу на волейбол, раньше занимался акробатикой. Я вообще всегда был спортивным: и в школе, и в армии, даже стал чемпионом дивизиона. В театре, конечно, быть физически развитым очень пригождается.

Мы знаем, что Вы работаете и актером, и режиссером. А в какой из этих ролей чувствуете себя комфортнее?

Я всегда гораздо лучше чувствовал себя на сцене, а не в режиссерском кресле. Если ты актер – тебя ведут, а быть режиссером – значит, быть ответственным за все, что происходит на сцене. Это громадный труд и ужасный стресс. Хотя я по природе не артист. Просто так получилось. Есть на свете такие, знаете, Актеры Актерычи – Олег Табаков, например. Он – да, я – нет: я немножко скучный, "середняк", у меня никогда не было ни особенных подъемов, ни спадов, ни творческих кризисов. Я просто точно знаю, что надо доверять режиссеру: актер всегда слепой.

Но я должен сказать, что судьба в театре у меня удалась. Если бы мне пришлось сейчас выбирать заново, то я бы, конечно, подумал… А вообще, похоже, все получилось; никогда не жалел о том, что стал актером.

Маргарита Пинигина для молодежного пресс-центра "Стрижи"

Справка: Тюменский молодежный пресс-центр "Стрижи" был создан в марте 2012 года при поддержке департамента по спорту и молодежной политике администрации г. Тюмени (http://usimp.ru) и Ассоциации молодых журналистов Тюменской области. Задача пресс-центра "Стрижи" - информирование горожан о деятельности организаций, работающих с подростками и молодежью, о жизни и достижениях молодежных организаций, творческих неформальных молодежных объединений и позитивных субкультур.  Оперативно узнавать информацию о деятельности пресс-центра, а так же присоединиться к работе над проектами можно на официальной странице "В контакте": http://vk.com/swift_press.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Июнь, 2024