Тюменский психолог: что должен уметь будущий первоклассник

20:29 31 августа 2009

Для многих тюменских первоклашек школа может оказаться настоящим испытанием.

Новая обстановка, новые люди, новые требования и в принципе новая жизнь. Что нужно сделать, чтобы процесс "вливания" в ученическую жизнь прошел легко и беззаботно? Об этом рассказал психолог центра развития творчества детей и юношества «Грант» Леонид Васильевич Захаров.

- Всегда ли начало учебного года является для ребенка стрессом?

- В школе ребенок переходит от "хочу", которым он руководствовался до сих пор, к понятию "должен". С 1 сентября он должен сидеть за партой, должен внимательно слушать учителя, должен определенным образом проводить перемену, должен учить уроки и так далее. От этого "должен" и возникает угроза возникновения стресса.

Но такой ситуации можно успешно избежать, если вовремя приспособить ребенка к школе. И заняться этим лучше всего за 1-2 года до поступления в школу.

- Чему именно нужно научить ребенка?

- В первую очередь учителя начальных классов жалуются на то, что ребенок не может сидеть за партой. За этим симптомом кроется много всего - начиная от того, что не развито внимание, заканчивая тем, что у ребенка не сформировано понимание "должен".

Школа - это конвейер; и к нему нужно приспосабливаться. Ребенку сложно будет учиться на "хорошо", если у него физически слабое тело. Недолеченное плоскостопие может привести к проблемам на уроках физкультуры. Слабая мускулатура окажется предметом упреков и насмешек одноклассников. И так далее.

Еще большую роль в обучении играет органическое развитие мозга. Из-за неправильного питания, неправильного режима, просмотра телевизора происходит дестабилизация психических процессов. И порой, чтобы дать возможность хорошо учиться, приходится применять медикаментозное лечение для восстановления психики.

- Итак, какие навыки у ребенка должны быть развиты перед школой?

- Внимание. Ребенок не будет смотреть в книгу, если для него сформирована ценность не "книга", а "компьютер". Он не будет сидеть на стуле и вести себя хорошо, если у него не сформирована ценность "учиться". Привить любовь к книге объяснить эту ценность можно многими способами, вот хотя бы с помощью детских сказок и советских мультиков. Именно в них закладываются основным понятия - такие как "дружба", "уважение", "самоопределение".

Язык. Во-первых, ребенок к 7 годам должен говорить хорошо и без нарушений дикции. В противном случае у ребенка начнутся ошибки в правописании. Ведь если он не произносит звук - значит, он его не слышит, а если не слышит - то и не отражает на бумаге. Во-вторых, ребенок должен обладать большим словарным запасом. Слово - это инструмент для мышления; чем больше слов - тем лучше мышление. И, в-третьих, важно, чтобы ребенок научился не только ловить мысль, но и начал ощущать красоту слова.

Мыслительные операции. Это наиболее сложная сторона готовности к школе - и в формате одного интервью нам просто места не хватит... К школе шестилетний человек должен отлично ориентироваться в соотношениях больше-меньше, ближе-дальше, быстрее-медленнее, легче-тяжелее. И на вопрос "Что кушает кошка?" отвечать не только "вискас", но и "рыба, молоко, мясо".

Память. Важно понимать, что память - это не просто услышал-повторил. Ребенку нужно сначала осознать предмет для запоминания, запомнить, суметь сохранить в голове, уберечь от перепутывания и потом еще вспомнить. Хорошо готовый к школе ребенок должен легко пронести 3 типа информации (звук, картинку или ощущение) через все эти этапы.

Для примера можно провести элементарный тест на проверку памяти - назвать ребенку 10 слов в ритме дыхания. В шестилетнем возрасте человек должен запомнить не меньше пяти слов. Это средний уровень. Если вдруг он повторяет меньше - это уже проблема, первый звоночек к дополнительным занятиям.

Эмоциональное развитие должно быть адекватное. Например, слово "голубой" в сознании ребенка должно ассоциироваться с небом.

Ребенок должен уметь выражать себя - рассказом, танцем, пробежкой, рисунком, песней, лепкой... Если может делать все - значит, он на пути к гармоничному развитию. Если нет - значит, ему нужно в этом помочь.

Но не все дети к началу учебы хорошо подготовлены - и от этого у многих возникают стрессовые ситуации, из-за этого не складываются отношения с учителями и с учебой в принципе.

- Что мешает ребенку развиваться к этому возрасту по такой схеме?

- Очень мешает телевизор и иностранные мультики. Я рекомендую напрочь исключить из жизни просмотр чужеземных мультфильмов,чтение чужеземной литературы и игры в чужеземные игрушки. Нужно читать детям сказки, показывать старые советские мультфильмы и фильмы. Нужно с детьми рисовать, лепить, скакать на скакалке, а вместо монстров покупать грузовики и куклы. Причем не куклы Барби или Братц - их вообще отправить в печку!

Дело в том, что игра - это ведущий тип деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В игре они моделируют свое будущее поведение. Если они играют в доктора - они примеряют на себя жизнь доктора. Если играют в повара - представляют себя поваром. А если играют в куколку Братц - ее надо видеть! Эта маленькая монстрообразная кукла с огромными глазами и диким макияжем, одетая в непонятную для такого возраста одежду! И все это ребенок мысленно примеряет на себя. Дайте ему обычную российскую куклу - и он будет ее пеленать, кормить, катать на коляске и так далее.

Еще - по статистике только каждая десятая семья читает ребенку на ночь сказки. А ведь именно сказки формируют ценности и понятия, с которыми живет человек. На сказках человек учится быть добрым, опрятным, воспитанным, честным, послушным... А если нет добрых сказок, то нет добрых ценностей - и тогда появляются ценности материальные.

Ведь если для девочки в 7 лет важно надеть дорогую розовую юбку и дорогую кофту в тон - зачем ей нужна математика? Если мальчик воспитан на рекламе, он пьет "Coca-cola" и считает, что этот напиток - только для лучших. Зачем ему учить русский язык - он же и так лучший! И таких примеров - тысячи.

Чем меньше в семье ребенка делают акцент на материальных ценностях ("золотых тельцах") - тем лучше ему будет жить. В иерархии ценностей наверху должны быть дружба, добро, уважение к старшим, к родителям и так далее.

- Если родители хотят отправить ребенка получать дополнительное образование, то когда? Через несколько месяцев, когда ребенок адаптировался к новому ритму жизни, или сразу?

- Без разницы - это зависит от педагога. Хороший педагог может помочь ребенку успешно заниматься и с 2 лет, и с 9. Но не нужно выращивать звезд. Цель системы дополнительного образования - помочь ребенку развиваться гармонично.

Например, не умеет ребенок танцевать - в школе танцев ему смогут объяснить, как правильно двигаться. Ведь если ребенок не умеет двигаться, значит, у него не построена схема тела, а в мозге плохо отражается местоположение его конечностей. Если мозг этому обучить, то ребенок будет танцевать как все. Таких примеров масса.

- Мы говорим в основном о младших классах. А если поговорить об адаптации к школе не первоклассников, а старшеклассников. Насколько им сложно переходить на утренний режим занятий?

- Это абсолютно несложно. Девушке, например, нужно просто предвкусить встречу с лучшей подругой - и тогда не возникнет проблем, во сколько нужно проснуться. Если есть, ради чего вставать, то ребенок с удовольствием встанет. Главное - придумать мотивацию.

Ольга Комар

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Июнь, 2024