Общественная жизнь в тюменском регионе скорее жива - перекличка показала наличие 128 социальных проектов. Однако очень причудлива и фрагментирована.
IV областная выставка-форум социальных проектов общественных объединений и НКО состоялась в областном центре 18 ноября. Правда, употребить по отношению к мероприятию слово "выставка" можно довольно условно: в этот раз не было традиционных выставочных стендов, их заменяли 3-минутные презентации проектов. Поэтому правильнее назвать произошедшее форумом. Правда, к событию было приурочено издание каталога социальных проектов объемом 136 страниц. И одна из составительниц каталога даже поделилась мнением, что по трудоемкости и значению эта работа превосходит организацию выставки. Потому что экспозиции открываются/закрываются, а каталог останется. Кстати, его электронный вариант размещен на сайте Общественной палаты региона. Пожалуй, в ее словах присутствует рациональное зерно.
Изучение заменившего собой выставку каталога показало, что в Тюменской области с равной степенью популярности лидируют такие направления социальных проектов, как культура и спорт (с близким к этой теме здоровым образом жизни). На них приходится 32% проектов. Далее идут инвалиды (12%), военно-патриотическое воспитание (11%), образование (9%), благотворительность и гражданские инициативы (по 6% каждое), охрана семьи, общественный контроль и информационные проекты (все по 4%). Вспоминаем принцип Парето: на вышеперечисленные направления приходятся 88% соцпроектов региона. В число аутсайдеров общественного интереса вошли пожилые, наркоманы, экология и права человека.
Количество проектов не должно обольщать, потому что качество их разное. Например, есть известные всей Тюмени и давно пользующиеся в городе авторитетом "Потеряшки". А есть чисто коммерческие проекты, сформулированные по принципу "обыкновенная база отдыха плюс некая вызывающая сочувствие история".
Спору нет: общественники такие же люди, как все. И питаются не только святым духом, то есть должны как-то зарабатывать деньги. А как зарабатывать? Грантами сыт не будешь: из государственных только федеральная власть дает для НКО существенные в годовом масштабе суммы, однако их выигрывают считанные единицы. А с бизнесом НКО взаимодействовать должным образом не научились.
Хорошей новостью является то, что закон позволяет социально ориентированным НКО участвовать в госзакупках. Наравне с субъектами малого предпринимательства. Однако квоту в 15% общего объема закупок выделило для этих направлений общую (смешались вместе кони, люди...).
Хотя эту квоту малый бизнес и общественники используют довольно эффективным для государства образом. Согласно последнему докладу Минэкономразвития, на закупках у этих секторов государство добивается снижения цен на 14%. В то время как в среднем по всем госзакупкам получается экономия только на 10%. Казалось бы, можно в таком случае увеличить общую квоту и разбить ее, дав по десять процентов и НКО, и малому предпринимательству. Однако государство на данный шаг пока не идет.
Поэтому из-за системного безденежья стремление НКО заниматься коммерческой деятельностью объяснимо. Но признаемся сами себе: так можно договориться до того, что любой бизнес является социально ориентированным. Потому что если люди платят за нечто деньги, значит, это им необходимо. А раз необходимо, то полезно. А если много людей за это платят деньги, то общественно полезно. Но это же не повод записывать всех бизнесменов в число общественников, верно?
Затем напрашивается объединение нескольких проектов в один. Допустим, хорошее начинание представляют собой инициативы по устройству досуга для пенсионеров. Однако многие предлагаемые ими формы надуманны. Исторический танец и парикмахерское дело, вне сомнения, важны для пожилых. И тем не менее: что нужно обществу от ветеранов? Жизненный опыт - вспомним фильм "Стажер" с Робертом де Ниро и Энн Хэтэуэй. Поэтому напрашивается объединение развлекательных проектов для пенсионеров с такими, которые старались бы вписать их в востребованную обществом нишу.
Наконец, пора взглянуть на НКО не как на разновидность собеса, а как на отрасль экономики. В 2002 году вклад некоммерческих организаций в ВВП США составил 9,2%. На следующий год этот вклад посчитали и в России - получилось... 0,8%. Прошло ровно 10 лет, снова посчитали - в России вышло 0,9%.
Почему столь большая разница? Наверное, государству следовало бы взять себе задачу повозиться с НКО точно так же, как оно взаимодействует с бизнесом? Для бизнеса создаются индустриальные парки, строятся инкубаторы... а для НКО только сейчас начинают возникать аналоги инкубаторов. Да и то не для всех групп, а лишь для молодежи. Молодежь - это наиболее активная и социально незащищенная группа населения, поэтому нуждается в поддержке. Однако доля молодежи в структуре населения снижается, так что надо помнить и об остальных. Поэтому хочется, чтобы созданный при поддержке правительства региона каталог социальных проектов был не завершением, а лишь началом.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru