На региональном рынке гражданской авиации происходят большие изменения: дочка "Аэрофлота" - низкобюджетная авиакомпания "Победа" запустила продажу билетов по направлению Москва-Тюмень и стала отныне главным конкурентом местного перевозчика "UTair" - местного перевозчика с богатой историей. Тем более, что ситуация в отрасли сейчас непростая, и игрокам приходится пристально наблюдать друг за другом.
"UTair" является одним из трёх крупнейших авиаперевозчиков России наравне с "Аэрофлотом" и "Трансаэро". Авиакомпания осуществляет регулярные пассажирские и чартерные перевозки как внутри страны, так и за рубежом. На данный момент парк воздушных судов насчитывает 128 самолётов и 352 вертолёта. Вся используемая техника российского и зарубежного производства. Головной офис расположен в Сургуте, базовым аэропортом является тюменское "Рощино".
Начиналась история с появления в далёком 1991 году компании "Тюменьавиатранс", которая в своё время владела аэропортами в Ноябрьске, Берёзово, Игриме, Мысе Каменном и Тазовском. Вплоть до 1998 года "ТАТ" являлся вертолётным перевозчиком, обслуживающим сектор нефтегазовой отрасли, а также работал в странах Африки по программам ООН. Именно в этот момент в компании сменились управленцы. Генеральным директором был назначен бывший руководитель дочерней "Сургутавиа" Андрей Мартиросов. Он дважды занимал первую строчку рейтинга российских CEO Slon.ru в одном ряду с топ-менеджерами "Газпрома" и "Лукойла".
Штаб-квартира была переведена в Сургут. Именно тогда впервые возникла идея о переименовании, так как старое название потеряло свой смысл. В начале нулевых года компания успешно вошла на рынок пассажирских авиаперевозок и в 2002 году была переименована в "UTair".
Текущее положение на рынке
Каждый день "UTair" выполняет около 300 рейсов на территории России и ближнего зарубежья. За 2013 год авиакомпания перевезла 10 413 803 пассажира, выручка составила 73,7 миллиарда рублей. По рейтингу Росавиации "UTair" является третьей крупнейшей авиакомпанией по пассажирообороту по итогам 2013 года, основную конкуренцию составляют "Аэрофлот", "Трансаэро" и "S7 Airlines".
Перевозчик имеет социальную значимость для жителей Тюменской области, так как большинство пассажиров, летающих самолётами компании, живут именно здесь. Разумеется, позиции "UTair" в данном регионе весьма сильны.
Компания взяла курс на обновление воздушного флота: 2 июня "UTair" получила восьмой новый Airbus A321, а 8 октября – один Boeing 737 прямо с завода в Сиэттле. Однако, в связи с финансовыми проблемами, следующие поставки новых самолётов были перенесены.
Финансовые проблемы
Сейчас рынок терпит не лучшие времена в связи с падением спроса на авиаперевозки. В данный момент у авиакомпании накопились долги перед контрагентами. Из-за ухудшения экономической ситуации в стране выросла стоимость лизинговых платежей за самолёты. Чистая прибыль по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учёта) за первое полугодие 2014 года снизилась более чем в 50 раз - до 5,47 миллионов рублей. Также финансовое положение отягощает ситуация на рынке туристических услуг. Как сообщила пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова, долг туроператора "Южный крест" перед "UTair" оценивается в 400 миллионов рублей.
Пока есть веские основания полагать, что "UTair" разрешит проблемы и продолжит свою деятельность: "В настоящий момент перевозчик продолжает операционную деятельность. Долги – операционные. Нет сомнений в финансовой состоятельности авиакомпании", - сообщил 24 сентября 2014 года агентству "РИА Новости" совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев.
20 ноября ряд российских СМИ заявили о наступлении технического дефолта авиакомпании, однако пресс-служба опровергла данную информацию. Речь шла о дочерней "ЮТэйр-Финанс", которая не смогла заплатить по двум облигационным займам 2,7 миллиарда рублей. Перевозчик привлёк "Райффайзенбанк" в качестве консультанта по реструктуризации финансовой задолженности. "Реструктуризация задолженности – своевременный и важный шаг, который призван обеспечить стабильную и бесперебойную работу", – отметил генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов. В реструктуризации задолженности и продолжении полётов нет ничего невозможного – в 2009 году авиакомпании "Сибирь" (S7 Airlines) успешно продолжила деятельность в подобных условиях.
Тем временем банкиры проявили недоверие к "UTair": 20 ноября "Альфа-Банк" подал судебный иск о взыскании 11 миллионов рублей с авиакомпании. Не осталось в стороне и ОАО "Банк Балтийское Финансовое Агентство", предъявив исковые требования на сумму свыше 603 миллионов рублей.
Важно отметить, что авиационный бизнес зачастую является убыточным и зависит от вливания заёмных денежных средств, а также экономической ситуации в стране. Несомненно, имеются трудности, но они преодолимы для авиакомпании такого масштаба. Так, "UTair" планирует сократить свои годовые расходы на 5 миллиардов рублей в рамках комплексной программы повышения эффективности и оптимизации издержек "Импульс". Правление авиакомпании называет свою программу анализом практик таких "мастодонтов" гражданской авиации, как Lufthansa, KLM, Air France и Delta.
Андрей Мартиросов заявил 10 октября в эфире "СТВ", что "UTair" не намерен приостанавливать работу, напомнив о том, что сейчас большинство российских авиаперевозчиков, кроме "Аэрофлота", испытывают трудности. Некоторые уже обратились за помощью. Например, 17 октября 2014 года "Трансаэро" подписали со "Сбербанком" мандат на организацию синдицированного кредита в 45 миллиардов рублей.
Что думают тюменские пассажиры
Нельзя сказать, что все тюменцы довольны качеством сервиса "UTair", в интернете можно увидеть иногда противоречивые отзывы. Приведем несколько примеров. Синтаксис и пунктуация авторов сохранены.
"Сев в самолет, пристегнув ремни, мы благополучно завели двигатели и покатили на взлёт. Но почему-то где-то в районе аэропорта, с работающими двигателями мы остановились... простояв минут 15, командир сообщил, что в связи с загруженностью трассы, мы задерживаемся на взлёт! Честно сказать, у меня не было слов. Через 40 минут пробки на взлетной полосе, видимо рассосались, и мы взлетели... Настроение от поездки было испорчено. Не знаю, кто виноват в таком обращении с пассажирами, но Вашей авиакомпанией мне уже не хочется летать. И другим не посоветую. Зачем составлять такое плотное расписание, если во Внуково не могут обеспечить своевременную посадку, и как оказалось еще и взлёт! В таком бардаке как-то страшно стало за свою жизнь", - негодует Наталья, оставившая отзыв на федеральном информационном сайте Airlines-inform.
А вот пассажир по имени Кирилл на этом же сайте оставил положительный отзыв: "Летаю редко, но от общения с ЮТэйр осталось только приятное впечатление. […] Так случилось, что в Мурманске началась затяжная метель - так не надолго - на три дня. Сижу в зале вылета Внуково, знаю, что Мурманск не принимает, психую потихоньку - устал как собака, а аэропорт - ну кто был, тот знает. И... нас собирают по громкой у офиса компании, кормят в ресторане, сажают в автобус и везут в очень уютную гостиницу, неподалеку от аэропорта. Там мы прожили на всем готовом два дня, пока погода не улучшилась. А мастерство пилота 154М, посадившего нас в Мурманске в условиях, далеко не идеальных, среди наших сопок так, что даже никто касания не почувствовал - это просто класс! Спасибо Вам еще раз - экипажу ЮТ-578 04.03.2010 года и персоналу ЮТайр во Внуково!!! Если еще раз придется лететь - обязательно постараюсь лететь с Вами!!!!".
"В гостях у ЮТэйр"
Каждый чётный год в августе в аэропорту Плеханово проходит авиашоу "В гостях у ЮТэйр". Доброй традицией мероприятия являются полёты над Тюменью со всеми желающими на самолетах Ан-2 и вертолётах Ми-8. Благодаря этому мероприятию абсолютно каждый житель Тюмени может оказаться пассажиром винтокрылой машины и полетать над городом на высоте птичьего полета.
В 2014 году праздник посетило более двадцати тысяч человек. На авиашоу можно было побывать в каждом из представленных на выставке вертолётов и даже посидеть за штурвалом. Гости могли получить ответы на все вопросы от пилотов винтовых машин.
Отношение тюменцев к необычному мероприятию было неоднозначным, приводим цитаты блогеров из сообщества "Топ Тюмени".
Любительница авиации Анастасия Лобастова (stasy_sunkissed) из Тюмени оказалась в замешательстве: "Слово "авиашоу" – слишком громкое для сего мероприятия раньше было лучше и интереснее, сейчас от шоу ничего и не осталось", однако она отметила, что люди остались довольны.
Посетитель авиашоу под псевдонимом Рекс Мухтарыч был возмущен и оставил недовольный отзыв в официальной группе "Авиашоу "В гостях у ЮТэйр" в социальной сети: "Зачем так подло взвинчивать цену в последний момент? Вчера специально еще раз поинтересовался стоимостью - в официальной группе мероприятия была указана цена билета в 500 рублей. Поехали на шоу с племянником, еще и его друга позвали. Снял в банкомате 1900 рублей - как раз хватило бы. Приезжаем, первым делом бежим занимать очередь - а там цена вдвое выше. 500р - для тех, кому нет 12. Ребятам 14 и 15. У меня даже на 2 билета не хватало. После такого плевка в лицо настроение оказалось испорченным на целый день".
Тюменский споттер Алексей Туркин (alexx72) считает, что "ЮТэйр – единственная авиакомпания, которая устраивает подобное! Взять того же нацпера ("Аэрофлот" - примечание редакции) и у него нет ничего такого".
Первым делом – вертолёты
Третья по величине авиакомпания примечательна на фоне главных конкурентов тем, что помимо большого количества самолётов имеет в своём парке и вертолёты. "UTair" ведёт "родословную" своей вертолётной составляющей от 255-го отряда, который являлся самой мощной структурой в системе гражданской авиации СССР 1960-1980-ых годов.
Возглавляет "ЮТэйр" – Вертолетные услуги" Алексей Виноградов. До начала карьеры руководителя он был пилотом Ми-8. Окончил в 1986 году Кременчугское лётное училище гражданской авиации. Вертолётное подразделение занимается доставкой пассажиров и грузов, медицинской эвакуацией, поисково-спасательными работами, а также VIP-перевозками. С 9 по 12 октября 2014 года вертолёты компании производили видеосъёмку с воздуха на первом в истории России Гран-При Формулы 1.
Важно отметить, что вертолёты регулярно фрахтуются ООН для обеспечения миротворческих миссий. Для этих целей задействовано более 50 воздушных судов.
Мастера на все руки
При таком огромном количестве вертолётов в воздушном флоте компании, нужно их где-то ремонтировать и обслуживать.
"ЮТэйр-Инжиниринг" - крупнейшее в стране и мире предприятие, осуществляющее ремонт и техническое обслуживание вертолётов. Компания является авторизированным сервисным центром Airbus Helicopters, Agusta Westland и Robinson. Также выполняется обслуживание вертолётов Ан-2, Ми-2, Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ, Ми-171. Предприятие производит полный цикл ремонта: от разборки и промывки воздушного судно до сборки, покраски и проведения испытаний.
Помимо мощной производственной базы в Тюмени сервисный центр имеет более тридцати сертифицированных мест в России и других странах – это даёт возможность "ЮТэйр-Инжинирингу" выполнять различные заказы российских и зарубежных предприятий: от обслуживания машин до капитального ремонта.
Несомненно, такой крупный бизнес имеет большую социальную значимость для наших жителей. Авиакомпания "UTair" создает рабочие места (более 15000 сотрудников в штате), а также помогает быстро, с комфортом добраться из Тюмени и Сургута во многие города России и мира.
Кирилл Стойлов, ученик МАОУ СОШ №6 для конкурса им. С. Мамонтова. В статье использованы фотографии пресс-службы "UTair" и блогера alexx72.
Справка: интернет-издание "NewsProm.ru" оказывает молодым авторам содействие в участии в конкурсе профессионального мастерства им.С.Мамонтова "Предпринимательство и благотворительность". На страницах электронного издания будут публиковаться работы школьников, которые поборются за призовые места.
Принять участие в конкурсе могут все молодые тюменцы и жители Тюменской области от 13 до 35 лет. Ваши материалы должны касаться региональных предпринимателей и быть опубликованы в период с 1 января по 30 ноября 2014 года в школьных, студенческих СМИ или СМИ г.Тюмени и Тюменской области. Работы можно отправлять на электронный адрес amj72rus@gmail.com до 30 ноября 2014 года. Подведение итогов состоится в декабре 2014 года. Справки по тел.: 8-922-001-86-38, ответственный секретарь конкурса Александра Скосырских.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru