"Бал-маскарад" - одна из самых лучших опер великого композитора Джузеппе Верди, в свои годы подвергшаяся наибольшей цензуре, завершила Летний театральный фестиваль. Тюменские зрители увидели оперу в наиболее приближенном к оригиналу виде.
Опера "Бал-маскарад", наряду с "Риголетто", "Трубадур" и другими признана вершиной творчества итальянского композитора. Но по воле судьбы именно эта опера, написанная по реальной истории убийства короля Швеции Густава III, подверглась наибольшей цензуре. Цензоры заставили кардинально изменить историю, преобразованную в сюжет французским драматургом Э.Скриба. Из Швеции действие было перенесено в США, король стал губернатором штата Массачусетс, 1792 год сменили на конец XVII века. Но, что самое важное, сменились только место действия и имена, история же осталась прежней.Сюжет основан на убийстве короля Густава III (губернатора). Как обычно бывает в операх, на сцене мы видим любовный треугольник: он влюбляется в жену своего близкого друга, и эта любовная связь оказывается роковой. Но не только муж возлюбленной Амелии пытается убить короля, многие придворные недовольны правлением Густава и мечтают его свергнуть и отомстить за все его казни. И вот в последнем акте во время бала – маскарада, когда все участники скрыли лица под масками, озлобленный ревностью муж Амелии граф Анкарстрём, убивает короля Швеции.
Опера стала единственной из 26 опер Верди, действие которой происходит в США. Но специально для Метрополитен Опера режиссер Дэвид Олден перенес сюжет в Швецию, но не в 1792, а в начало XX века. Также он добавил довольно минималистические декорации (например, хромированные стальные столы), и, естественно, переодел всех героев, сделав их франтами во фраках и костюмах. Но во время этого переноса во времени произошли и видимые накладки: паж короля Оскар на самом деле девушка, но у него/нее наклеены усы и борода. Да и ходит он/она на каблуках, которых у других мужчин (в них можно быть уверенным) не наблюдается. Так до конца и не понятно: вроде бы мужчина, но ведь каблуки, да и лицо женское, но ведь усы... Такие вещи часто случаются, когда режиссер пытается перенести сюжет из одной эпохи в другую. Помимо этого, Олден добавил в образ короля немного юмора, сделал его весельчаком, который лишь ради шутки приходит, переодевшись в моряка, к известной на всю Швецию гадалке.
Но, несмотря на все это, вокальная часть постановки выше всяких возможных похвал. Партию веселого короля, пронзенного любовью, исполняет Марсело Альварес, которого мы уже видели в роли Трубадура в одноименной опере Верди. Граф Анкарстрём достался не нуждающемуся в представлении Дмитрию Хворостовскому, ну а Амелию, своеобразное яблоко раздора, исполнила Сондра Радвановски, которую мы также видели в "Трубадуре". Это трио своими партиями создает такую энергетику, что даже через аудиосистему кинотеатра понимаешь, почему люди платят бешенные деньги за спектакли в Метрополитен Опера. Не зря дирижировать был назначен Фабио Луизи, один из лучших мировых дирижеров, которого ставят в один ряд с Гергиевым.
Оперой "Бал-маскарад" официально закончился Летний театральный фестиваль в кинотеатре
СИНЕМАПАРК DeLUXE. Фестиваль каждую постановку собирал практически полные залы, ведь такая возможность выпадает крайне редко: пусть и на экране кинотеатра, но все же увидеть легендарные постановки великих спектаклей. Надеемся, это не последний раз - спектакли-то были показаны далеко не все!
Прочитать остальные рецензии на спектакли, показанные в рамках Летнего театрального фестиваля, обсудить их с автором и другими зрителями, а также обсудить этот материал, вы всегда сможете в сообществе Топ Тюмень:
http://toptyumen.livejournal.com/345009.html
Оперу в кино смотрел Андрей Чапыгин