Мечта ювелира: в космосе обнаружен гигантский алмаз размером с Землю

13:10 26 июня 2014
Астрономы заявили об открытии самой холодной и тусклой звезды, которая фактически представляет собой гигантский небесный алмаз. Ее возраст – около 11 млрд лет, объект является конечным продуктом эволюции звёзд, холодным телом, размером с Землю, состоящим из углерода и кислорода.

Открытие удалось совершить исключительно благодаря наличию у карлика-алмаза пульсара-компаньона. Пульсары являются быстро вращающимися нейтронными звёздами, которые испускают "фонтаны" радиоизлучения со своих полюсов. Когда один из этих пучков направлен в сторону Земли (что происходит с определённой периодичностью при вращении), наземные радиотелескопы улавливают импульс радиоволн, пишут "Вести.Ru".

Учёные установили, что нейтронная звезда вращается со скоростью около 30 оборотов в секунду. Затем был обнаружен второй объект рядом с ней. Изначально астрономы подумали, что имеют дело с обычной двойной нейтронной звездой, но второй объект оказался крайне малым и холодным.

Теория относительности Эйнштейна помогла определить степень искривления пространства-времени, вызванного гравитационным полем пульсара. Так учёные вычислили массы пульсара (в 1,2 раза больше солнечной) и его компаньона (1,05 раза больше, чем у Солнца). Оба объекта обращаются друг вокруг друга раз в 2,45 дней.

За системой была установлена постоянная слежка, которая продлилась два года. В ходе этих наблюдений было установлено, что белый карлик с нейтронной звездой расположены в созвездии Водолея в 900 световых годах от Земли. Сравнивая эти данные с информацией о радиоимпульсах, ученые получили больше знаний о характеристиках белого карлика и его гигантского "спутника".

Приблизительную температуру звезды также удалось подсчитать — она составляет около 3 тысяч градусов по Кельвину (2700 градусов по Цельсию).

В своей статье, опубликованной в издании Astrophysical Journal, учёные отмечают, что такие объекты, возможно, не так редки во Вселенной. Пока что современные приборы не позволяют их увидеть, но это не значит, что холодных белых карликов не существует вообще.

Июнь, 2024