ВТО: эксперты обсудили риски и выгоды для отраслевого развития машиностроения и металлообработки

16:30 12 декабря 2013

Специалисты Торгово-промышленной палаты Тюменской области, предприниматели, представители вузов и власти обсудили риски и выгоды для российского и тюменского машиностроения после вступления государства в ВТО. Как оказалось, многие производства не готовы работать в рамках этого международного соглашения.
 
Одной из ключевых тем обсуждения стала подготовка кадров для промышленности. "Проблему нехватки высококвалифицированных кадров обсуждают на всех уровнях власти и пока не пришли к единому мнению о том, как и по какой системе обучать будущих работников российской промышленности. Есть разные предложения, например, дуальная система образования, которая применятся практически по всей Европе. Есть идея такую систему реализовать на юге Тюменской области в специальных центрах на базе существующих среднетехнических учебных заведениях", - обозначил первую проблему президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин.
 
Доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса ТюмГУ, к.э.н. Дмитрий Руденко обратил внимание коллег на то, что в России не хватает не просто специалистов рабочих профессий, а специалистов по внешнеэкономической деятельности, которые разбирались бы в тонкостях ВТО. Это приводит к тому, что некоторые организации даже не знают о ВТО.
 
"Исследования проводятся в России, есть необходимость провести их и в Тюмени. Нужно узнать, какие предприятия готовы к работе в условиях ВТО, может, некоторые из них даже не знают о его существовании, а если и знают, то не в курсе всей специфики", - поясняет специалист.
 
Он отмечает, что не на всех предприятиях есть отделы по внешнеэкономической деятельности. "Необходимо научить студентов разрешать конфликтные ситуации с западными партнерами. Инициатива должна исходить с низов. Федеральный центр пытается что-то делать. Например, проводятся семинары и тренинги по подготовке кадров, но они в зачаточной стадии", - сказал Дмитрий Руденко.
 
Генеральный директор ЗАО КК "ПРЭФИШ", член правления ТПП ТО Сергей Шатохин согласен с коллегами, современному производству нужны не просто инновационные менеджеры, которые знают иностранный язык, но также которые могут предложить и организовать работу предприятия так, чтобы линейка продуктов постоянно менялась.
 
"Прежде всего, ВТО – это более острая конкуренция, а в России она ниже, например, в сфере машиностроения в 12 раз. Рынку нужно качество, но в тоже время снижение стоимости и времени производства товара. Если японская фирма выполнит заказ за две недели, то российская будет делать его полгода. Такие сроки никуда не годны. Топ-менеджмент не готов к новой конкуренции. Они не хотят перестраивать работу предприятия, а предпочитают жаловаться в госорганы или в ТПП", - рассказывает эксперт.
 
Он выделил три стратегические проблемы промышленности: нет конкурентоспособных ресурсов, в первую очередь – людей, технологическая база не заменена, не обеспечен инновационный характер производства.
 
Директор ООО "Логистика Авто", председатель комитета ТПП ТО по ВЭД Максим Доротов вернулся к теме неготовности предприятий к работе в ВТО. Он связывает это с тем, что на деятельности многих предприятий вступление в ВТО никак не отражается. "Большинство компаний ведут свою деятельность внутри региона, тем более что сфера нефти и газа осталась, по сути, за рамками ВТО. Есть несколько случаев, когда компаниям можно использовать выгоды ВТО.
 
Директор института промышленных технологий и инжиниринга ТюмГНГУ, д.т.н. Владимир Долгушин предложил организовать на базе своего учебного заведения центр оценки сертификации по машиностроению, который бы смог частично решить проблему подготовки кадров. "Все, что связано с подготовкой кадров, должно соответствовать международным нормативам. Ежегодно количество трудовых ресурсов по информации Минтруда уменьшается на миллион человек в год. России нужны кадры, рынок труда должен стать рынком квалификаций. В этих вопросах должно быть сотрудничество власти, бизнеса и образования. В различных регионах существуют проекты по разработке стандартов, но обычно промышленности это не касается. Уверен, что наш институт может стать центром оценки сертификации по машиностроению, у нас есть специалисты, прошедшие необходимые курсы подготовки", - сказал он.
 
Заместитель начальника управления господдержки департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Мария Реммеле согласилась с участниками обсуждения, что многие из предприятий не готовы работать в рамках соглашения. Также она рассказала о господдержке, которая существует в регионе уже более 10 лет, основная форма – субсидирование. "В 2013 году около 181 млн. рублей отправлено для субсидирования. В 2014 году эта цифра фактически не снизится", - пояснила она.
 
Кроме того, специалисты сошлись во мнении, что для более уверенного развития отрасли необходимо менять законодательство. "ТПП ТО и Ассоциация машиностроителей Тюменской области принимали участие в обсуждении закона, который может оказаться чрезвычайно важным в условиях ВТО – закон о государственно-частном партнерстве. Скорейшее рассмотрение и принятие этого закона позволило бы создать условия для развития российского бизнеса и тюменского, в частности. Еще один важный документ – закон о промышленной политике, который прошел первое чтение. Без принятия этих законодательных актов и стратегии развитие промышленности невозможно", - сказал Эдуард Абдуллин.
 
Организаторы: Торгово-промышленная палата Тюменской области совместно с ОАО "Тюменская ярмарка" и Ассоциацией машиностроителей Тюменской области.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Июнь, 2024