Москва наступает - тюменцы угодили в сети

00:41 29 июля 2005

Губернатор Тюменской области Сергей Собянин и президент компании ЗАО "Макдоналдс - Россия" Хамзат Хасбулатов в четверг подписали соглашение о сотрудничестве, так что появление в Тюмени "дочки" этого всемирно известного предприятия общественного питания не за горами.

"Макдоналдс" - это первый крупный системный инвестор, пришедший в регион в этом году. За ним, по мнению Сергея Собянина, потянутся и другие крупнейшие торговые корпорации - "Седьмой континент", "Ашан", "Метро" и "Копеечка"
.

"Нам интересны серьезные торговые инвесторы. Мы намерены оказывать им всяческую поддержку, даже несмотря на то, что они составят конкуренцию местным торговым сетям. В любом случае, это шаг к цивилизованной торговле, другой уровень ценообразования, номенклатуры и качества товаров. К тому же, торговые корпорации смогут сотрудничать с местными сельскохозяйственными и продовольственными предприятиями, вовлекая их в процесс торговли", — такова позиция главы области в отношении мировых и российских ритэйловых сетей.

Два "Магдоналдса" откроются в Тюмени уже в этом году - один на площади 400-летия, второй - на пешеходном бульваре. Кстати, в этом году в Тюмени откроются и рестораны "Планета Суши", "Ростик`с" и "Сибирская Корона". Как сообщила интернет-изданию "NewsProm.Ru" генеральный управляющий "Росинтер Ресторанс" Оксана Шашкова, все три заведения будут находиться в едином ресторанном комплексе, который строится в районе пешеходного бульвара в центре Тюмени.

Конкуренции Оксана Шашкова не боится - по ее словам, ниша ресторанного бизнеса в Тюмени еще не заполнена: "Сомнений в успешности проекта не возникает, так как с приходом крупной компании сетевых ресторанов у людей появится возможность сравнивать и по цене и по качеству. Наши позиции в этом отношении достаточно сильны".

Становится очевидным, что в последнее время наблюдается резкое повышение интереса крупных московских ритэйловых сетей к тюменскому рынку. За прошедший год в этом отношении произошёл в буквальном смысле прорыв: "Л’Этуаль", "Домино", "Связной", "Евросеть", "DIXIS". И это явно только начало – эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков считает, что в ближайшие два-четыре года наиболее успешные регионы будут переживать потребительский бум, которым захотят воспользоваться все крупные ритейлеры. "Массовая региональная экспансия начнется даже раньше,— утверждает гендиректор компании "РАО Консалтинг" Александра Славянская.— Скажем, раньше многие компании планировали выход в такие города, как Магнитогорск, Челябинск и другие, до 2010 года, а теперь уже сейчас собираются туда".

Как ожидается, именно в 2005 году отечественные сети начнут массовую экспансию в регионы и страны СНГ. Интерес к тюменскому рынку понятен и обоснован - по рейтингу торговой привлекательности регионов за 2004 год Тюменская область занимает первое место. Директор тюменского магазина "Спортмастер" Вера Власенко считает местный рынок очень перспективным: "Московское руководство своевременно оценило возможности, открывающееся здесь. Как показало время, решение о приходе в регион было правильным. Подтверждение – расширение сети в городе (открытие второго магазина в ТЦ "Премьер").

Успешность московских брендов на тюменском рынке практически не вызывает сомнений: массированная федеральная и местная реклама, реализация стратегии массового наступления на рынок (низкие цены с целью завоевания как можно большей доли рынка), большое количество торговых точек (яркий тому пример - "Евросеть"), повышенное внимание к оформлению салонов и привлекательная дисконтная политика (как у "Л’Этуаль").

Почему регионы?

Атака Москвы на регионы продиктована объективными причинами и является следствием закономерного развития бизнеса. Московский рынок, безусловно, является в наибольшей степени привлекательным: в первую очередь, благодаря наличию самой развитой в стране торговой инфраструктуры, во вторую - высокой покупательной способности населения. По оценкам "РАО Консалтинг", среднедушевой доход москвича — $800 в месяц, тогда как даже в самых зажиточных городах-миллионниках — $150-300. И хотя говорить о насыщенности рынка еще рано, но темпы его роста значительно снизились. По оценке гендиректора сети "Патэрсон" Юрия Яковчика, для динамичного роста в Москве у крупных операторов осталось еще от силы два-три года. Соответственно, рост объёма продаж и компаний в целом возможен за счёт новых рынков, коими и выступают регионы с наибольшей торговой привлекательностью. По прогнозам господина Яковчика, полное освоение регионов — вопрос пяти ближайших лет. Тюменский рынок и привлекателен, и в настоящий момент является не насыщенным.

Есть еще одна причина, обусловившая активность москвичей: ожидаемый выход на российский рынок крупных иностранных компаний, с которыми, по оценкам самих отечественных ритэйлеров, будет очень сложно конкурировать. Приход новых международных компаний на российский рынок, по мнению гендиректора сети "Перекресток" Александра Косьяненко, может произойти в ближайшие два — три года. "Безусловно, главный конкурент для нас в перспективе — это западные сети. Они могут позволить себе работать с меньшей эффективностью, чем российские компании, в силу, например, стоимости капитала". Соответственно, большая часть московского рынка отойдёт иностранным игрокам. Российские сети активно пересматривают свои маркетинговые стратегии для укрепления на московском рынке и идут на регионы – это два основных направления деятельности крупных ритэйлеров сегодня.

Местные проблемы

Тем не менее, несмотря на торговую привлекательность региона, его освоение идёт не так быстро, как могло бы. Госпожа Славянская уточняет: пока москвичам придется ограничиваться европейской территорией страны: "Западная и Восточная Сибирь — рынки весьма привлекательные. Но там отсутствует главное, что нужно для развития торговли: инфраструктура и логистика". По словам госпожи Славянской, ей известны случаи, когда отсутствие логистики заставляло ритейлеров отказываться от открытия магазинов в Тюмени. С ней солидарен директор по развитию сети "Перекресток" Юрий Лосев, который считает, что из-за недостаточно широкого логистического охвата интересы сети ограничиваются европейской частью России. Вера Власенко ("Спортмастер", Тюмень) имеет иное мнение: "Мы работаем с Тюменской транспортной компанией с момента открытия. У нас нет проблем с логистикой - претензий ни по срокам, ни по качеству услуг никогда не возникало. Хотя стоит отметить, что в последние годы регион в этом отношении продвинулся вперед".

Естественно, появление всё большего количества московских продавцов ведёт к активному логистическому развитию региона. Поэтому, следует ожидать продолжения роста московской экспансии по мере торгового совершенствования региона. Есть большое количество компаний, которые могут включить Тюменскую область в свои перспективные планы, например, "Патэрсон", "Седьмой континент", "М-видео", "DIVIZION", "Лента", "Магнит", "Копейка", "Рамстор" и другие. Однако по поводу регионального освоения ритейлеры предпочитают пока высказываться осторожно. На вопрос о возможности выхода сети "Копейка" в регионы генеральный директор Александр Самонов заметил, что это сопряжено с большими рисками, и поэтому региональное сотрудничество возможно только с хорошо знакомыми компаниями. На тот же вопрос член совета директоров компании "Седьмой континент" Владимир Карнаухов отвечает, что пока не считает целесообразным выход в регионы, поскольку инвестиции в Москве гораздо эффективней - в столице больше платежеспособного населения. Препятствием для выхода в регионы служит и негативное отношение местных властей к московским компаниям.

Соседи

В свою очередь, пока Москва задумывается о целесообразности выхода на наш рынок, крупные екатеринбургские сети планируют это сделать в самом обозримом будущем, например, сеть супермаркетов под общим названием "Кировский". По словам вице-президента екатеринбургской сети Льва Ковпака, в этом году сеть планирует начать работу в других регионах, в частности в Тюмени, Перми, Краснодарском крае. "Не исключено, что на отдельные рынки мы будем внедряться через покупку локального оператора", – говорит Лев Ковпак. Можно ожидать также продуктовую сеть "Купец". Для Екатеринбурга освоение Тюмени интересно и удобно в силу географической близости городов.

Интерес к региону крупных компаний может служить серьёзным опасением для мелких локальных продавцов. Фактически, это означает, что они будут вытесняться с рынка, который, в конечном счете, будет поделен между московскими и крупными местными представителями. Большие компании могут позволить себе жесткую ценовую конкуренцию, которую вряд ли выдержит местный продавец. Член Совета директоров компании "Седьмой континент" Владимир Карнаухов считает, что независимые магазины неспособны вовремя платить, обеспечивать большой и постоянный ассортимент, иметь современное материально-техническое обеспечение. "Вы погубите себя и свой коллектив" - таким видит будущее независимых магазинов Владимир Карнаухов.

Региональным сетям тоже стоит волноваться. Как правило, доверие и лояльность потребителей к федеральным маркам достаточно высоки. В связи с этим не исключены резкие изменения на рынке. Вполне возможна ситуация, когда наиболее привлекательный тюменский рынок займут крупные столичные и местные сети. А всем остальным более мелким продавцам останутся соседние наименее перспективные города. С другой стороны, увеличение числа крупных игроков закономерно приведет к снижению числа "серых" сделок. Мы можем наблюдать это сейчас в сфере сотовой связи: большинство продаж приходится на недавно пришедшие в Тюмень федеральные компании, ценовая политика и широта ассортимента которых не оставляют мелким продавцам возможности для конкуренции.

Что в итоге

В целом, расширение границ тюменского рынка явление позитивное и выгодное, в первую очередь, потребителю. Интерес федеральных ритэйлеров к Тюмени даст развитие и другим отраслям бизнеса, например, коммерческой недвижимости. За примером далеко ходить не надо, сейчас управляющая компания "Бекар" разрабатывает проект, связанный с редевелопментом территории завода “Геотрон”. Екатеринбургский инвестор приобрел предприятие, занимавшееся выпуском оборудования для нефтяной отрасли, чтобы создать на его территории бизнес-парк. Концепция предполагает реконструкцию административного здания под бизнес-центр (10 000 кв. м) и новое строительство на свободном участке.

Присутствие крупных московских операторов в Тюмени либо вынудит местные компании уходить с рынка, либо приведет к более грамотной и профессиональной организации их бизнеса. Что в итоге способствует формированию цивилизованного рынка в городе.

Ксения Санникова

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Август, 2024