Эксперты прогнозируют рост рекламного рынка Тюмени на 30%. Маркетинговая служба медиагруппы 101 (Радио Шансон и Авторадио в Тюмени) провела прогнозное исследование по рекламным бюджетам ведущих компаний на 2013 год.
По итогам исследования зафиксирован уверенный рост рекламной активности уже в 2012 г, в ходе которого увеличили рекламные бюджеты 20% респондентов, 67 % сохранили, и только 12 % уменьшили. В 2013 г. затраты на рекламу увеличат 30 % опрошенных компаний, 62,5 % сохранят, 7,5 % сократят.
Как сообщили ИИ "NewsProm.Ru" аналитики, в учет принимались данные по всем медиаресурсам: ТВ, радио, интернет, пресса, наружная реклама. В опросную группу были включены 50 респондентов, представляющих как крупный, так и средний и малый региональный бизнес. В их числе Газпромнефть, Автоград, Хендай, Мосмарт, Мегамарт, Зеленый берег, Мособлбанк, ЗСКБ, Сбербанк, Поревит, Ишимский мясокомбинат, Тюменский нефтегазовый университет, Арсенал +, гостиница Славянская, автошкола «Престиж» и д.р. Линейка отобранных компаний позволяет считать полученный срез вполне корректным для прогнозирования активности всех групп участников рекламного рынка.
Драйверы роста
Рекламная активность респондентов отчетливо коррелируется с трендами развития отраслей региональной экономики в целом. Существенное увеличение рекламных бюджетов в 2012-2013 гг. у крупнейших ритейлеров (Мосмарт, Мегамарт, Зеленый берег) объясняется интенсивным вводом новых гипермаркетов, в частности, в этом году нас ждет запуск Ашана, а также крупного ТРЦ на пересечении улиц Мориса Тореза и Герцена, и неизбежным на этом фоне ужесточением конкуренции. Наращивают присутствие на рекламном рынке крупнейшие компании по строительству и производству стройматериалов: ТДСК, Барс, Сталепромышленная компания, Поревит, Винзилинский завод керамических стеновых материалов. Рекламные тенденции убедительно подкрепляют итоговые отраслевые цифры: в 2012-м цена среднестатистического квадратного метра на первичном рынке жилья Тюмени увеличилась более чем на 15 %. Дальнейший рост строительного рынка можно уверенно прогнозировать и в 2013 г. – благодаря развернутым областным программам подержки ипотечного кредитования, субсидий молодым семьям, работникам бюджетной сферы, а также неослабевающему интересу к Тюмени северян.
Усилят рекламу автодилеры: Автоград, Хендай, Полюс ДМ, Уго Авто и близкие к автопрому по предлагаемым товарам и услугам Газпромнефть, Русшина–Тюмень, Центр японской мототехники Ямаха – вплоть до автошколы Престиж. Маркетологи МГ 101 полагают, что в число активных оптимистов рекламного рынка в течение 2013 года перейдет большинство автодилеров. Посткризисный пик автопродаж достигнут (по официальным данным, число вновь зарегистрированных автомобилей в Тюменской области в 2013 году составило140 000 единиц), теперь удержание динамики потребует от автопродавцов более изощренной маркетинговой политики.
«Умеренные» оптимисты
Наиболее обширная прослойка - «умеренные» оптимисты, которые планируют сохранить рекламные бюджеты в 2013г. В отраслевом разрезе это – представители уже названных ритейла, автопрома, строительства и стройматериалов. К ним добавляются: финансовые (банки) и образовательные услуги, недвижимость, IT–технологии. Умеренно оптимистичные настроения этой группы можно оценивать как как гарантию сохранения не только рекламных бюджетов, но и позитивного развития региональной экономики в целом.
По ходу исследования зафиксировано существенное расхождение между региональным и московским рынком. Если первые позиции и там и там четко занимает торговля, автопром, строительство и недвижимость, то последующие у москвичей - лекарственные препараты, финансовые услуги, медицина, связь, у нас присутствует «на уровне погрешности». Так, рекламные поступления от банков в Тюмени в 2012 г. составили лишь 5,5 % от общегодовой выручки МГ 101, предпоследнее место перед бюджетными учреждениями. Осторожный вывод, который в этой связи можно сделать – маркетинговая политика банков отнюдь не направлена на развитие сферы розничных услуг.
Слабо представлена в тюменских медиа реклама лекарственных препаратов и бадов. По всей видимости, местные аптечные сети уповают на федеральную рекламу. Практически отсутствует активность – за исключением Неоклиник и Кардиоцентра – в секторе медицины. При всем этом абсолютно схожи московский и региональный рынок в отношении образовательных услуг. Агрессивная, изобретательная реклама не входит в число вузовских приоритетов. В лучшем случае, по действующей еще со времен СССР традиции, они приглашают абитуриентов раз в году на дни открытых дверей. Рынок образовательных услуг остается достаточно закрытым, хотя по объему даже на региональном уровне, это многомиллиардные обороты. Но есть и оптимистичные тенденции – например, активная промо-политика ТГНГУ, ведущего в России вуза по подготовке инженеров-нефтяников.
Скептики, которые не делают погоды
Последняя группа – компании с падающими бюджетами. Анализируя их перечень, политику и планы на 2013 год маркетологи смогли сделать два вывода. Первый – позитивный. В региональной экономике не осталось отраслей, которые до сих пор не могут выкарабкаться из кризиса. Падение экономических показателей и сокращение рекламных бюджетов, это второй вывод, происходят скорее от «состояния умов» в самих компаниях-аутсайдерах. Перечисление сфер, где они заняты: автодилерские услуги, вторичная переработка, автозапчасти, гостиничные услуги и др., - показывает: в Тюмени достаточное количество фирм с аналогичной специализацией, которые, тем не менее, являются драйверами роста.
Эра любовниц осталась в прошлом
Отдельная часть опроса была отведена планам рекламодателей, связанным непосредственно с радио, которое является основной специализацией МГ 101. Заказчики рекламных услуг в Тюмени имеют собственные, вполне обоснованные представления об уровне эффективности региональных медиаресурсов. Меньше стало эмоциональных, спонтанных распределений бюджетов в пользу того или иного канала «потому что мне самой он сильно нравится». Даже предпочтения столицы в этом отношении нам не указ. Так, если на федеральном уровне радио по эффективности занимает 5 строчку, то в тюменском рейтинге, на основе опросов маркетологов, оно стабильно входит в первую тройку, практически в равных долях с ТВ и интернетом. При этом 25% респондентов ставят радио на первое место, 28 % – на второе, 30% - на третье, и только 19 % – на четвертое и ниже.
В этом отношении тюменцы оказались гораздо ближе к Европе чем к Москве. Столичная доля радио в общем объеме поступлений от рекламы составляет около 5 %, в странах ЕС – 10-15%, в Тюмени (экспертная оценка) – 20-25%.
Как явствует из официальной статистики, прозвучавшей на декабрьской конференции Российской Академии Радио в Москве, сегодня в ЕС выходит 7 000 радиостанций, число постоянных слушателей составляет 86 % всего населения, это всего лишь на 5 % ниже доли постоянных телезрителей. Время ежедневного активного прослушивания радиопрограмм у среднестатистического европейца составляет 192 минуты, или почти 3 с четвертью часа.
В целом, эксперты МГ 101 констатируют существенный рост профессионализма штатных маркетологов, занятых в полевом бизнесе. Отошли в прошлое времена, когда на этих позициях легко можно было обнаружить совершенно случайных людей.
У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru
Отправить новость, фото, видеоили отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru