В Тюмени 97 автошкол: готовы ли они нести ответственность за аварии выпускников?

16:17 14 августа 2012

В этом году по вине молодых водителей в Тюмени произошло 150 ДТП. Это на 28% больше, чем в прошлом году. Об этом на заседании круглого стола на тему «Тюменские автошколы: где и как учат управлять?» рассказал и.о. заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Тюменской области Алексей Чубаров.

Он уверен - в том, что выпускники автошкол в первый же год совершают аварии, есть и вина самих водителей, и вина автошкол, ответственных за их подготовку. Но пока формального права закрыть учреждения, выпускающие большое количество "бракованных специалистов" у контролирующих ведомств нет. В конце концов, если смотреть на ситуацию в целом, можно говорить о глобальных недостатках существующей в России системы подготовки водителей.

В Тюмени действует 97 автошкол, 12 из них открылись не более года назад. Эти учреждения выпустили на дороги региона 18 тысяч водителей в этом году (за 7 месяцев) и 14 тысяч - в прошлом. Что касается качества подготовки в этих учреждениях, то у специалистов пока больше вопросов, чем ответов.

"Регистрация автошкол упрощена, - пояснил заместитель директора департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Тюменской области Антон Богданов. - Содержательные проверки не предусмотрены. Спустя год после открытия мы обязаны проверить оборудование помещения, наличие учебной литературы и т.п. Потом такие проверки проводятся раз в три года. Если нарушения имеются, то школе выносится предупреждение. Недоработки должны быть устранены. Если этого не происходит, то школу временно закрывают. В этом году мы провели уже 8 таких проверок и временно приостановили деятельность двух автошкол - "Старт" и "Драйв 72"».

В "круглом столе", который состоялся сегодня, 14 августа, приняли участие не только представители контролирующих ведомств, но и руководители автошкол, представители общественных организаций. Все эксперты сошлись во мнении - выбрать автошколу, где можно гарантированно получить качественное образование, - не так-то просто. Не следует выбирать по принципу "дешевле" - значит выгоднее. Нужно обратить внимание и на другие моменты. Не лишним будет перед заключением договора посетить учебные классы, убедиться в наличии лицензии, ознакомиться с парком учебных автомобилей, пообщаться с учениками и выпускниками этого учреждения. Не помешает заглянуть и на местные форумы, чтобы поинтересоваться репутацией и отзывами о работе той или иной автошколы. Впрочем, к любой информации следует относиться критично - хвалить могут "подсадные зайцы", а ругать - те, кто просто плохо учился и потому не сдал экзамен в ГИБДД с первого раза.

«В тюменских автошколах, в среднем, стоимость курса обучения не превышает 22,5 тыс. рублей. Если просят меньше 20 тысяч, - говорит директор автошколы «ВОА» Леонид Крюков, - то это, возможно, некая афера. Обучение меньше 20 тысяч просто нерентабельно. Бывали случаи, к нам в школу приезжают пересдавать практику, спрашиваешь у них – сколько заплатили в автошколе, где недоучились? Они отвечают – просили 16,5 тысяч, но в итоге вышло более 30 тысяч рублей. Потому что помимо стоимости курса обучения, деньги с учеников собирали буквально за все: даже за проведение внутришкольных экзаменов. Все нужно уточнять».

По словам директора автошколы «Лидер» Марата Ибрагимова, в идеале ценообразование на услуги автошкол должно быть предельно четким. Они не должны «играть» ценами. Если стоимость учебного курса повышается, значит должно расти и качество образовательной услуги - за счет увеличения объема учебных часов, занятий на тренажерах, применения новых дидактических материалов. Сейчас же обучение, во многом, сводится к подготовке ученика к сдаче экзамена в ГИБДД, а не его обучению реальному вождению, поэтому молодым водителям приходится брать дополнительные курсы вождения за плату. Так быть не должно. Выпускник автошколы должен отлично знать правила дорожного вождения, быть культурным водителем, уметь действовать в условиях реальных дорожных ситуаций и если не мастерски, то очень неплохо владеть навыками управления транспортным средством.

О том, какой должна быть продолжительность курса обучения вождению, можно спорить долго. Сейчас "корочки" водителя можно получить за два месяца. Но этого времени далеко не всем хватает, чтобы овладеть навыками управления. Возможно, есть смысл увеличить продолжительность образовательного курса. А также возобновить практику обучения вождению учеников общеобразовательных школ, которые не достигнув совершеннолетия, все равно не смогут сесть за руль, зато могут себе позволить пройти углубленный курс обучения длительностью хотя бы в полгода. Можно предложить такие программы, апробировать их и посмотреть, изменится ли при этом качество подготовки.

Смысл в подобных новшествах есть. Ведь автошкола - это не просто бизнес. Это большая ответственность. Эти учреждения выпускают тех, кто может представлять потенциальную угрозу для окружающих, сидя за рулем... Автомобиль, как верно заметил Антон Богданов, такое же серьезное транспортное средство, как самолет или поезд. Тем более, что происшествий на дорогах происходит в разы больше, чем в воздухе или на железной дороге. Так, в Тюменской области за 7 месяцев 2012 года произошло больше 1000 ДТП, в которых погибли 36 человек! Цифры по стране гораздо внушительнее - аварии ежегодно уносят жизни сотен тысяч человек. При этом к подготовке пилотов или машинистов, управляющих самолетами и поездами соответственно, предъявляются гораздо более серьезные требования. Вряд ли бы кто-то согласился пустить за штурвал самолета пилота, которого подготовили экстренно - за 2 месяца. А за "баранку" автомобиля массово садятся именно такие "наскороиспеченные" ребята. Стоит ли в таком случае удивляться тому, что водители со стажем вождения до 3 лет часто становятся виновниками ДТП?

Подготовка инструкторов вождения - тема для особого разговора. Часто ими становятся просто опытные водители. Но большого стажа вождения не достаточно для того, чтобы уметь научить грамотно водить. Участники "круглого стола" заверили, что любители выпить или инструкторы-"хамы" долго в автошколах не задерживаются. Как правило, их увольняют, а снова устроится в другую школу у них получается с трудом. Инструкторы - профессия специфическая, их круг небольшой и можно легко выяснить, почему он ушел с прошлого места работы. Стаж вождения претендента в инструкторы должен быть не менее 3 лет, затем он проходит обучение, где получает педагогические навыки, навыки общения, сдает правила дорожного движения. В области не так много учреждений, где сертификат инструктора можно получить, например в школе "Автомобилист" или школе "ВОА".

«Если что-то не ладится с инструктором, - говорят почти в голос участники заседания, - то нужно обратиться с этим вопросом к руководству автошколы. Эту проблему обязательно решат. Подберут другого. Ведь очень важно, чтобы учебный процесс проходил гладко, а если отношения не складываются, вряд ли у инструктора получится передать свои знания ученику, к каждому из которых нужен индивидуальный подход».

Антон Богданов также советует при выборе автошколы, выяснить, чему конкретно будут учить, попросить учебный план. Он не может быть меньше 50 учебных часов. Это образовательный стандарт.

«Если говорить конкретно про практическую часть подготовки, то обычно, - говорит Леонид Крюков, - на автодроме откатывают по 6 часов, остальное время предназначено для обучения езде по городу. На каждую поездку оформляется карточка, в которой указывается время занятий. Без "откатанного" минимума часов на экзамен в ГИБДД не допустят. И лучше это время использовать, а не соглашаться проставить часы просто так, чтобы "успеть сдать с основным потоком". В этом заинтересована автошкола, а не ученик. Чем больше практика вождения у учащегося, тем выше уровень его подготовки».

Случаи ДТП с учебными машинами крайне редки и обычно в авариях они не виноваты. Виноваты водители которые постоянно хотят насолить учебным машинам: подрезать, зажать, не пропустить.

«На дорогое сплошное хамство, - говорит заместитель директора автошколы «Ермак» Евгения Пелынская, - нужно от этого избавляться. Как будто водители забывают, что сами когда-то также сидели в учебной машине».

Вообще во время и практических, и теоретических занятий водителей учат дорожному этикету: как сказать спасибо аварийной сигнализацией, как показать светом фар, что ты пропускаешь коллегу и т.п. Однако, пока ситуация на российских дорогах, и тюменских - в том числе, далеко от идеальной. Именно поэтому на одном из последних заседаний Государственной думы России подняли вопрос о введении понятия, которое уже давно используется в Европе. Речь об агрессивном вождении. Сейчас законодатели обсуждают, что конкретно следует понимать под таким поведением, и когда закон наконец примут, можно будет рассчитывать на то, что ситуация нормализуется. У госавтоинспекторов будет официальное право оштрафовать таких водителей.

"Круглый стол" был содержательным и интересным. Его итог прост - автошколы должны быть заинтересованы в качестве подготовки выпускников, а не в их количестве. В противном случае вряд ли стоит рассчитывать на изменение наметившейся тенденции роста аварийности с участием молодых водителей. Как этого добиться - вопрос открытый.

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Март, 2025